Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Система сообщающихся сосудов. Православные кандидаты переплели на думских выборах в причудливый клубок списки сразу нескольких блоков и партий


Об итогах парламентских выборах, прошедших в России 7 декабря, сказано уже немало. Внимание аналитиков было, в первую очередь, привлечено к весьма необычному раскладу политических сил, сформировавшемуся по итогам выборов в Государственной Думе. Его необычность состоит в безусловном преобладании – впервые в постсоветской истории - национально-патриотических этатистских сил – от умеренно-пропрезидентских (партия "Единая Россия") до радикальных (блок "Родина") и левых (КПРФ). Известно, что религиозная риторика всегда была отличительной чертой национально-патриотических сил в России, ибо Православие, по их глубокому убеждению, является государствообразующей, культурообразующей и народоообразующей (народа – в смысле нации, этноса) религией России. Стержень национально-патриотической идеологии – Традиция и, как следствие ее, "особый путь" России. А Традиция в России неминуемо восходит к Православию, так же как и "особый путь" во многом определяется тем, что у России "своя вера", не такая, как на "еретическом Западе".

Возможно, на нынешних выборах религиозная риторика не эксплуатировалась так активно, как на выборах 1990-х гг., когда политтехнологи методом проб и ошибок пытались определить, влияет ли хоть как-то религиозный фактор на "электоральное поведение" россиян. Исключение на нынешних выборах составляла лишь гротескная партия "За Русь святую!", которая тупо построила свою избирательную кампанию на зубрежке "заповедей Божиих" (причем представление об этих заповедях у единственного публичного представителя партии – Сергея Попова – не простиралось далее ветхозаветного Декалога). В отличие от прошлых выборов напрочь отсутствовало прямое обращение к религиозным чувствам мусульман – не было ни "Исламской партии России", не партий "Нур" или "Рефах", арабские названия которых могут быть понятны только мусульманам. "Исламский фактор" был представлен имплицитно – через национальный состав партий "Истинные патриоты России" и отчасти "Евразийский союз", которые намекали на некие "духовные ценности многоконфессионального народа России".

Однако говорить о полном отсутствии "религиозного фактора" на прошедших выборах никак нельзя! Помимо описанной выше апелляции к Традиции, которая сослужила добрую службу блоку "Родина", некоторые партии включили в свои списки кандидатов, хорошо узнаваемых православным электоратом. Тем самым, эти партии посылали воцерковленным избирателям (а таких в России ни много, ни мало 3 %) сигнал – "ваши люди у нас, а значит мы – ваша партия".

Так, в избирательный блок "Родина" вошли самые "раскрученные" православные публицисты – Александр Крутов (многолетний ведущий единственной радикальной православно-патриотической программы на российском телевидении "Русский дом" и главный редактор одноименного журнала) и генерал госбезопасности Николай Леонов (постоянный аналитик той же программы и плодовитый публицист). Крутов возглавил региональную группу "Центр", за которую голосовали избиратели "Родины" в Московской, Владимирской и Рязанской областях, а Леонов вошел вторым номером в столичный список блока. Таким образом, оба православно-патриотических активиста, много лет призывавших в телеэфире к смене государственного строя России и "пересмотру итогов приватизации", прошли в Госдуму.

Как "православные политики" зарекомендовали себя и некоторые из более высокопоставленных функционеров "Родины", вошедших в головную часть ее избирательного списка. Сам Сергей Глазьев, чей образ и чей емкий лозунг – "Рента!" -- снискал симпатии миллионов патриотически настроенных избирателей, несколько раз в ходе избирательной кампании заявлял о своем участии в деятельности "Союза православных граждан" (СПГ). Долгие годы СПГ была весьма маргинальной церковной организацией, временами скатывавшейся к площадному радикализму и устраивавшей шумные православно-патриотические акции, не брезгуя соседством на них с ЛДПР. Однако недавно, благодаря поддержке митрополита Кирилла (Гундяева), СПГ стал превращаться в респектабельное церковно-общественное движение, градус радикализма которого заметно снизился. Еще один лидер "Родины" -- Наталья Нарочницкая – тоже близка к СПГ и является одним из самых активных участников "Всемирного русского народного собора" - аморфной организации, имеющей, однако, своим главой самого Патриарха Московского и всея Руси.

Другой "воцерковленный" лидер "Родины" - Александр Чуев – также сохранил свое кресло в Думе. В прежний ее состав он попал на крыльях "Единства", которое на выборах 1999 года почему-то решило включить в свой состав "каждой твари по паре" - в том числе, лидеров микроскопических религиозных партий. От мусульманской партии в "Единство" вошел Абдул-Вахед Ниязов, а от христианской – Александр Чуев. О его Российской христианско-демократической партии тогда уже почти никто не помнил – возникшая на волне демократического движения начала 90-х, к середине прошлого десятилетия она практически свернула свою деятельность. Работая в Думе, и Ниязов, и Чуев предали своих политических "родителей" и вышли из "Единства". Однако, очень тесное сближение с патриархией, открытым лоббистом которой в Думе стал Чуев, превратило этого малоизвестного "христианского демократа" в непотопляемого политика. От "христианской демократии" Чуеву тоже пришлось отречься – в прошлом году он зарегистрировал "Всероссийскую великодержавную партию", аббревиатура которой совпадает с инициалами "президента всех россиян". И вот, наконец, блок "Родина", членов которого просто передернуло бы от словосочетания "христианская демократия"... Чуев возглавил средневолжский список "Родины" и, естественно, прошел в Думу.

Анализируя связи "Родины" с православно-патриотическими организациями, наталкиваешься на странную коллизию. Назовем ее условно "феноменом сообщающихся сосудов". Вот, рядовой член СПГ – Сергей Глазьев – входит в блок "Родина", однако лидер СПГ – Валентин Лебедев – возглавляет московский областной список "Народной партии" России (кстати, один из тройки списка этой партии – сам старший референт Патриарха Николай Державин). Уже упоминавшийся "ревнитель заповедей", а в недавнем прошлом – люберецкий опер, Сергей Попов возглавляет избирательный список партии "За Русь святую!" и одновременно баллотируется по одномандатному Люберецкому округу как кандидат от блока "Родина". Главный спонсор "Святой Руси" - Алексей Куимов – баллотируется по одномандатному Артемовскому округу в Свердловской области опять же как кандидат от блока "Родина" (заметим в скобках, что это тот самый Куимов, который сколотил пару лет назад в Суздале военизированную криминальную группировку "Наше дело", которая сначала требовала суда над главой "альтернативной" Церкви Митрополитом Валентином, а потом занялась банальным рэкетом среди суздальских торговцев). Валерий Гальченко, сопредседатель "Всемирного русского народного собора" (активисткой которого, напомним, состоит Нарочницкая из "Родины"), входит пятым номером в федеральную часть списка Народной партии. Ну, и так далее…

Заглянув на официальный сайт блока "Родина", можно обнаружить, что к системе православных "сообщающихся сосудов" относятся не только "Родина", Народная партия и "За Русь святую!". Оказывается, к ним принадлежит и "Евразия" Александра Дугина, сторонники которой входят в другие избирательные блоки. Сложная получается схема распределения православных кандидатов (иногда одних и тех же!) по избирательным блокам на нынешних думских выборах! Хочешь – не хочешь, а задумаешься лишний раз над намеками оказавшихся "в пролете" правых о том, что в нынешнюю Думу баллотировалась, по сути, одна и та же партия – патриотическая партия власти, - разделенная, для удобства, на несколько блоков.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования