Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Патриоты "путинского согласу". Причины успеха "Родины" могут крыться не в сфере публичной политики, а в конфессиональной солидарности президента


Состоявшиеся выборы в Госдуму принесли неожиданные результаты. Неожиданные, прежде всего, своей логичностью. Ну кто особенно сомневался в том, что "по честному" половине населения на выборы наплевать? Что либеральные партии даже в сумме пользуются едва пятипроцентной поддержкой, а уж врозь – и говорить нечего? Что коммунисты на предыдущих выборах получили явно лишние, чужие, голоса, поскольку не за кого больше патриоту было голосовать? Что за Жириновского народ голосует как за того королевского шута, который режет правду матку, о которой остальные молчат? Что когда начальством довольны за него голосуют с охотой, а когда недовольны, то тоже голосуют, только без охоты? Что страна страшно истосковалась по умным мальчикам, которые не хуже ихних гайдарочубайсов будут говорить умные вещи, но вот только "за народ"?

С обывательской точки зрения результаты выборов отличаются очевидностью и прозрачностью. Поэтому любые конфликты и вопросы возникают лишь тогда, когда эта демократическая очевидность входит во взаимодействие с политическим режимом во всех его поствизантийских тонкостях. И здесь сразу возникает масса вопросов – почему народному неприятию Чубайса власть дала перерасти в трескучий провал СПС, почему коммунистов решено было отправить в столь глубокий нокаут, что разрешили от них грызть голоса кому угодно – хоть Жириновскому, хоть Глазьеву, хоть оставшимся где-то за порогом Думы справедливым пенсионерам.

Такой же византийский вопрос возникает и в отношении "патриотичных умных мальчиков" из "Родины", которым "позволили" взлететь на крыльях народной любви достаточно высоко. Как мы уже отмечали, в лице "Родины" новая Дума и текущая российская политика получит неброское внешнее, но давнее и сплоченное "политическое православие" в качестве идеологии и основания для групповой идентичности политиков и интеллектуалов. Вслед за Глазьевым и Рогозиным, многолетними сопредседателями КРО в думу прошла группа православных политических интеллектуалов, довольно давно и успешно разрабатывающая проблематику православной, конфессионально ориентированной политики. В новой Думе очевидно будут заседать и многолетние ведущие программы "Русский Дом" Александр Крутов и Николай Леонов и православный историк и политолог Наталья Нарочницкая. Всё это люди одного круга и даже довольно странно отсутствие среди них еще одного создателя параметров "православной политики" — Владимира Махнача.

Вместе с "публичными политиками" Глазьевым, Рогозиным и Бабуриным всё это люди, представляющие парадигму достаточно зрелого православного имперского национализма. Причем соответствующие идеи защищались ими давно, и неизменно. Идеологическое, "концептуальное" ядро "Родины", таким образом, это не "эклектичная мозаика", а довольно сплоченная и сработавшаяся группа людей, которая ориентирована на православие как на основу "русской идеологии". Можно говорить, как делают иногда, что эти люди понимают Православие "упрощенно" и политически, но в интеллектуальной респектабельности и разработанности, а также влиятельности их моделей сомневаться не приходится.

Если у "Родины" и выкристаллизуется в парламенте четкое идеологическое ядро, то по неэкономическим вопросам это окажется, в итоге, то самое "политическое православие". Хотя бы потому, что другой столь же сильной группы идеологов в Думе нет. Можно сказать и больше. В новой Думе не будет более ни одного конкурирующего идеологического центра, нет никаких идейных конкурентов, поскольку вряд ли можно считать всерьез идеологией писательские потуги Зюганова или Жириновского. И в этом вакууме перспективы для внедрения "политического православия" открываются просто фантастические.

Трудно предположить, что в Кремле вовсе не просчитывали результаты того расклада, который сложится в думе после выборов. И трудно отделаться от мысли, что Путин, переходящей от режима "соправительства с опекунами", доставшимися от "дедушки" к режиму личной, не разделяемой ни с кем власти, имел определенные резоны видеть в парламенте именно Родину, и именно в том виде, в котором она туда приходит. Ниточка, связывающая "православную политику" и лично Президента вполне очевидна – это Сретенский монастырь, - крупнейший организационный центр вовлеченного в общественную деятельность Православия в Москве. Его настоятель о. Тихон (Шевкунов), пользующийся славой "духовника Путина", еще раз подтвердил особость своих отношений с президентом, сыграв важную роль в "воссоединении Церквей" - вмешательстве Путина в объединительный процесс РПЦЗ (Л) и РПЦ МП. Участие Путина в этом процессе говорит о по меньшей мере не рядовой заинтересованности Путина в церковных делах. Причем как раз в том аспекте, который интересует "сретенцев".

Поэтому появление в парламенте влиятельной фракции, идеологический костяк которой составляют "политические православные" с Лубянки (на которой находится Сретенский монастырь), нельзя считать миновавшей внимание президента политтехнологической случайностью. Путин, с очевидностью, лично хотел видеть в Думе именно этих людей, связанных с ним ниточкой его церковных интересов и находящихся с ним, в каком-то смысле, в одном кругу. И эта, православная, тема вполне возможно сыграла в успехе "Родины" у "главного избирателя" куда большую роль, чем антиолигархическая риторика Глазьева и Рогозина. Для фундаментальной перестройки режима нужны и более фундаментальные основания политической солидарности, нежели одинокий сиделец Ходорковский.

И неожиданно, хотя и вполне предсказуемо, этой внутренней темой, связывающей перспективную и успешную политическую силу с Президентом, стала конфессиональная и "церковно-групповая" солидарность. Во власть идут люди не только одной веры с президентом, но и одного с ним "согласу" в том разнообразии "толков", на которые разбита современная жизнь Русской Церкви.

Егор Холмогоров

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования