Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Опричная звезда. "Православный рок" Константина Кинчева как религиозно-идеологическое явление


Музыкальная новинка сезона — выход нового, "православного" и по текстам песен, и по позиционированию альбома Константина Кинчева и группы "Алиса". Называется альбом тяжеловато на слух, но более чем выразительно - как минимум для православного слушателя -  "Сейчас позднее чем ты думаешь". Довольно объемистая книжечка рецензий, сопровождающих альбом, открывается большой и весьма увлекательно написанной статьей диакона Андрея Кураева. Интересный момент в этой статье, прорывающийся сквозь комплименты Кинчеву, - выпад в адрес нарождающегося "православного ваххабизма" (опричнины, говоря на более традиционном, русском языке). Выпад тем более любопытный, что еще полгода назад о. Андрей выражал огорчение по поводу того, что нет у нас "православных террористов". Эта всплывшая ниоткуда "ваххабитская" тема очень важна — Кураев высказал себя как тонкий политик, но виду не подал. По сути тексты и музыка Кинчева - это и есть концентрация "опричного" культурного потенциала.

Существует несколько версий метаморфозы одного из знаменитейших рок-хулиганов 1980-х в "православного рокера". Версия первая — конъюнктура, желание понравиться публике в "стремительно скатывающейся к православному нацизму путинской России". Деятельность Кинчева рассматривается не более чем как очередная форма "хулиганства" и "шутовства". Впрочем, тезис о шутовстве и эпатаже всплывает у музыкальной общественности каждый раз, когда кто-то заявляет патриотические или близкие к таковым позиции — пример Егора Летова здесь всем памятен. Начинается мягкое удушение в сочетании с огрызанием в стиле Артемия Троицкого: "Кинчева считают придурком и полуфашистом, и это справедливо". Это уже вторая версия — "свихнулся парень". Полуфашистом может быть кто угодно, но нельзя, как минимум, отказывать этому в искренности.

Тот, кому попадалась биографическая книга о Кинчеве середины 1990-х, не удивится его "православной метаморфозе" — это длительный и мучительный путь из ереси, путь к тому, что осознано как святыня. Известна и история о том, как Кинчева, с выведенным перекисью крестом на голове, заявившегося в Псково-Печерскую Лавру, прогнали монахи. Или тогдашние его "гностические" интервью об "Эре Духа Святого", которая придет на смену Эре Отца и Эре Сына. "Духовный поиск" Кинчева может быть и был длительным, но с самого начала был сосредточен на восприятии Христианства как святыни и на обретение правильного пути к этой святыни. Так что Кинчев православный - и как личность, и как музыкант - никого удивлять не должен. А Кинчев как музыкант с общественным темпераментом не мог не стать "православным музыкантом", не мог не стать как минимум таким музыкантом, у которого его религиозные и общественные воззрения не сочатся сквозь текст. Личная церковная идентификация не могла не привести к закономерному творческому итогу.

Сам этот итог может показаться небесспорным, прежде всего с церковной точки зрения. Для многих - это плохая и натянутая поэзия и никакая музыка. Однако эту "плохую поэзию и никакую музыку" слушали и слушают десятки и сотни тысяч, и поклонников от Кинчева его метаморфоза не оттолкнула. Да и потом - можно подумать, что поэзия иеромонаха Романа литературно хороша? Если что действительно "плохо" в этой поэзии, так это слишком быстрое врастание Кинчева в "православно-патриотическую" субкультуру, замыкание в ее метафорике и образном ряде, и, как итог, смысловая изоляция от своего рядового слушателя. Это самый страшный порок рока, насыщенного "православным контекстом" — его референции слишком быстро становятся самореференциями, он теряет свое "миссионерское" звучание. Переходя от романтического символизма к апокалиптическому, Кинчев не протягивает смысловых мостов к своему "рядовому" слушателю — ему необходим слушатель достаточно подготовленный. Это музыка не "проповеди", а "укрепления в вере", "мистагогии" патриотического Православия.

Это — песни для своих, прежде всего. Однако важно заметить, что этих "своих" становится все больше и больше, и появление в их рядах известного рок-барда не более удивительно, чем появление "певца в стане русских воинов". Та православно-патриотическая культура, система социальных связей и идеология, которую можно, в общем-то, назвать "опричной", становится постепенно мощным потоком, мощным, прежде всего за счет молодых вливаний. И музыка Кинчева обеспечит этой опричнине такие вливания. А опричнина заставит с этой музыкой считаться. Из идейно-культурного болота 1990-х встает, пожалуй, еще один островок определенности - религиозной, идеологической и культурной. 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования