Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Состоится ли "второе крещение Руси"?


Егор Холмогоров

Состоится ли "второе крещение Руси"?

В это воскресенье Православная Церковь празднует память Святого равноапостольного князя Владимира — великого Крестителя Руси, правителя, изменившего судьбу народа и страны насвсегда, на веки вечные, не только в земной истории, но и в истории Небесной, истории Священной. Свидетелем тому — бесчисленный сонм Святых в Земле Российской просиявших, сонм, пополнившийся в ХХ веке сонмом новомучеников, благодаря подвигу которых, по словам богослужебного канона, умытая кровью Русская Земля "Небо земное бысть".

Святая Русь, возникшая благодаря историческому выбору св. Владимира — это не статическое состояние России, благодаря её каким-либо "сущностным" свойствам, это динамическая ситуация, сложившаяся благодаря тому, что ни на один год со дня Крещения, ни на один день, ни на одну минуту не прерывалась в русском народе благодатная традиция святости. Русь была и остается святой постольку, поскольку по ней ходили и ходят духовные потомки равноапостольного князя — святые люди.

Однако таких людей с каждым годом все меньше и меньше, святость Руси изнемогает сперва в столкновении с жестоким, беспрецедентным в истории Христианской Церкви гонением, продолжавшимся семь десятилетий и вполне не исчерпанным до сиих пор, а прежде (в дореволюционные годы) и теперь (в годы постсоветские) в еще более жестоком и мучительном противоборстве со "стихиями мира", вырывающими из рядов Церкви воинствующей все новых и новых бойцов. Сегодня много говорится о "духовном воскресении" России, но для того, чтобы воскреснуть, надо умереть, и потому, говоря так, мы признаем, что предыдущие десятилетия были годами духовной смерти. Но те, кто любит поговорить о "воскресении", очень не любят тему подлинной гибели, для них воскресение не страшный и святой образ, а лубочная картинка, вызывающая у ехидных антицерковных публицистов реплики о том, что "Россия обязательно воскресла". В разговорах о "воскресении России", помимо этой безответственности, связанной с понятием о смерти, есть и еще одно - чрезмерная надежда на милость Божию, пассивное ожидание "воскрешения" без собственного усилия. Воскресение — чудо, которому нельзя противостоять, но которому воскрешаемый не может и содействовать до тех пор, пока не услышит слов "Лазарь, гряди вон".

В русской эмиграции, где имя св. Владимира было окружено особым почитанием ("князь-Владимирский праздник справлялся церковной эмиграцией по инициативе Митр. Антония (Храповицкого) особенно торжественно в противовес "пушкинскому празднику" нецерковной интеллигенции), возникла короткая и ясная формула - "второе крещение Руси", обозначавшая необходимость радикального изменения всего бытия России, столь же радикального, сколь радикальным был поворот при князе Владимире или же поворот при Владимире Ленине (начавшем новую, "пост-владимирскую" эпоху русской истории).Формула "второе крещение" куда серьезней сусального "воскресения". Во-первых, потому, что куда более точно отражает историософское положение России в начале ХХI века, не как хладного трупа, а как оязычившейся, потерявшей свой прежний христианский облик, но живой страны. Во-вторых,  крещение - это личный выбор, крещение - это исторический выбор государства, крещение — это непростая катехизационная и просветительская работа, крещение - это преодоление сопротивления со стороны тех, кто не приемлет Христа и ненавидит его. Другими словами, крещение - это работа и подвиг, это задача, которую можно поставить и необходимо выполнить.

Ничего невозможного, ни в постановке, ни в выполнении этой задачи нет, однако здесь многое зависит от первого лица государства. "Владимир" — крайне редкое имя в истории русской власти, обычно обозначающее резкий, решительный поворот — Владимир Святой, Владимир Ленин, окажется ли Владимир Путин, в этом ряду, обозначив собой возвращение назад от "ленинского" этапа к этапу "святорусскому" - одни связывают с этим большие и не совсем необоснованные надежды, другие проявляют не совсем необоснованный скептицизм. Однако если Россия повернется вновь лицом к Святой Руси, если совершится над нею "второе крещение", то это крещение не может быть простым повторением крещения первого. Дважды нельзя войти не только в одну реку, но и, тем более, — в одну купель. "Вторым крещением" на языке христианском называется монашество, смерть для мира ради Бога, аскетическое отречение даже от сравнительно невинной жизни по "плотскому человеку", и второе крещение Руси могло бы стать такой же решительной переменой после падения, обращением к строжайшему отеческому Православию и строжайшему аскетическому блюдению себя.

Новое обращение России к Православию если и возможно, то уже как принятие образа ангельского, но тяжело слово сие - сможет ли кто его послушать?

Егор Холмогоров, Портал-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования