Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

“Rammstein” не выступает больше здесь


17 июня в северной столице выступает всемирно известная группа "Rammstein". Намеченный на 19 июня концерт этой группы в Москве отменен. Немецкие музыканты оказались крайними в перекладывании ответственности за дикие погромы в Москве, учиненные болящими "болельщиками" 9 июня, после поражения сборной России в матче с Японией на чемпионате мира по футболу. Группа, которую периодически обвиняют в проповеди радикальных, а то и просто "неофашистских", идей идеально подошла на роль ветхозаветного козла отпущения при очередном приступе разворачивающейся широким фронтом борьбы с экстремизмом.

"Rammstein", отвечающие за бесчинства футбольных фанатов, — удивительно емкая метафора нынешней антиэкстремистской кампании в России. Даже если очень не любить рок-музыку, все равно нельзя не признать, что концерт — зрелище куда более осмысленное, чем пляшущие на позелененном газоне человечки, проблеме которых старик Хоттабыч давно уже нашел самое лучшее решение: дать каждому по мячу и отпустить с миром… Когда современный мир говорит осуждающе "экстремизм", то можно быть уверенным в том, что речь идет не об отравившемся алкоголем и адреналином отморозке, а о том, кто думает, говорит, или хотя бы поет.

* * *

Борьба с экстремистскими проявлениями нужна, необходима, жизненно необходима. Это война за важнейший принцип государственности — монополию власти на легитимное насилие. Без этой монополии государства не существует — оно превращается в орду варваров. В основе современного терроризма, с которым мир вступил в беспощадную борьбу, лежит отрицание этой монополии государства. Монополии, которая в своем совершенном виде была завоеванием именно христианского идеала государства, как государства, избавляющегно поданных от необходимости ежесекундно находиться в состоянии "необходимой обороны" и от соблазна восстановить справедливость путем кулачной расправы.

Главная задача принятого Госдумой в первом чтении "антиэкстремистского" закона, если относиться к нему всерьез, состоит в том, чтобы не допустить появления в стране многочисленных "частных армий", использующих вооруженную силу в частных или корпоративных интересах. Сегодняшняя российская государственность, ослабленная годами приватизировавшего властные функции чиновничьего, олигархического и бандитского произвола, остро нуждается в "опричнине", в государственной политике, которая бы счистила накипь с "прочного корпуса" государственного корабля. Тем более важно не допустить появления десятков и сотен частных, партийных, национальных и конфессиональных "опричнин", которые будут очищать землю друг от друга самыми жестокими методами, до которых далеко будет бандитским разборкам десятилетней давности.

Но возможно и другое, ложное и извращенное, понимание борьбы с экстремизмом: "экстремизм" — это то, что не нравится взбесившемуся от своеволия среднему и мелкому чиновнику, все еще ощущающему себя "четвертой властью" журналисту, то, что не угодно очередному "демократическому" или "патриотическому" партийному фюреру… Пока, к сожалению, мы видим торжество этого извращенного понимания и у сторонников "антиэкстремистского" закона и у его противников: сторонники говорят, что закон должен защитить нас от некоего непонятного "фашизма", противники предрекают его использование для борьбы с инакомыслием — и те, и другие, к сожалению, правы. Чиновники, которым предстоит применять закон, будут сообразовываться не с несформулированной государственной необходимостью, а с тем толкованием, которое будет дано говорящими головами из телевизора, а эти головы все разъяснили: "Закон нужен для того, чтобы мочить неугодных".

В итоге бесконечно возрастает опасность, что в масштабах всей России повторится ситуация, сложившаяся в одном отдельно взятом старинном русском городе. Его улицы самоуверенно патрулируют мускулистые молодчики, которые взламывают храмы, поджигают, грабят, избивают священников. Их представители в Москве публикуют в "православно-патриотических изданиях" грязный пасквиль на одну из влиятельных православных конфессий России . Чем не экстремистская военизированная организация? Но кто-нибудь пытается применять против нее законы? Отнюдь. Более того, есть сведения, что создана и проплачивается эта банда некими государственными структурами. Не исключено, что и заказчики, и исполнители этой кампании руководствуются исключительно благородными задачами – единство Церкви, укрепление "симфонии властей", "служба Родине". Но формально-то их действия подпадают под действие многих российских законов, а "хорошие намерения" часто приводят к трагедии. Неужели очередной виток борьбы с экстремизмом и нетерпимостью к инакомыслию в России банально может превратиться в борьбу с инакомыслием руками вооруженных экстремистов? Неужели борьба за крепкое государство против частного насилия возможна в современной России лишь в форме частного насилия во имя мнимого укрепления государства?…

До тех пор, пока мы не проясним себе подлинные цели борьбы с экстремизмом так же четко, как прояснены они в борьбе с терроризмом, за такую борьбу стоит браться только с величайшей осторожностью. У нас не экстремисты сильны, у нас государство все еще слабо и начинать нужно с его укрепления, с того, чтобы беснующуюся восьмитысячную толпу не пытался усмирить отряд в сорок омоновцев, а госчиновники первого класса не считали "патриотичным" делом создание бандформирования.

Егор Холмогоров, Портал "Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования