Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Who is колокольный Путин?


Имя Владимира Путина будет отныне красоваться на колоколах Успенского сбора Московского Кремля. На "Первенце" и "Благовестнике" — так колокола звать, выбито "в правление Владимира Путина", что по замыслу инициативников из РПЦ должно возродить древнюю традицию выбивать на колоколах имена царей, в правление которых они были отлиты. И в самом деле — на Царь-Колоколе, который мы все видели в детстве на кремлевских экскурсиях, имена отлиты, не поспоришь.

Возникает правда вопрос — насколько уместна такая инициатива. Вопрос тем более актуален, что нарождающийся и расцветающий "культ личности" президента вызывает у многих чувство идиосинкразии и приступы праведного либерального гнева. Историк Владилен Сироткин, широко известный специалист по "возвращению" церковных имуществ РПЦ в ведение Московского Патриархата из под власти Зарубежной Церкви, неожиданно оказался против, поскольку "Путин не царь". Историку по истории двойка. Дело не в царизме, не в царском титуле правителя, а в самом факте его правления. Исчислять время по правлениям древняя традиция отнюдь не только у христиан — в Афинах существовало специальное должностное лицо — "архонт-эпоним", именем которого назывался год, в Риме года именовались по двум консулам, при монархиях, соответственно, по царям. Никаких формальных оснований для того, чтобы возражать, против исчисления времени по президентствам нет. Дело в умысле.

Борис Ельцин усиленно изображал из себя "царя Бориса". Однако никаких монархических чувств, кроме желания заменить его каким угодно монархом из Романовых или хоть Гогенцоллернов он не вызывал. Ну может быть еще опасения, что "чтобы уйти от ответственности" Ельцин сам учредит в России монархию и посадит какую-нибудь марионетку. Владимир Путин, при всем своем нарочито демократическом стиле вызывает удивительно сильные монархические чувства и у многих сограждан и у иерархов РПЦ. Очень многие были бы не против видеть в нем не регулярно избираемого президента, а монарха (слово "царь" кажется удивительно стилистически неуместным), возможно не формального монарха, а монарха по сути, наподобие римских принцепсов, подобных Августу (на которого Путин смахивает даже внешне). Эта монархическая эмоция и пробивается во всевозможных деталях — приглашениях президенту причащаться на церковных службах в алтаре (императорская привилегия), выбивании надписей на колоколах, гражданам России Путин начинает сниться, возможно вскоре ему начнут приписывать свойство исцелять от болезней.

Вопрос в другом — насколько уместно и осмысленно участие Церкви в этом сеансе народного монархизма путинского издания? Президент Путин — глава светского государства, которое хотя бы в теории немного отделено от Церкви и мнение Путина формально ни для кого не обязательно. От монарха, хотя бы немного православного, так просто не отделаешься — он в силах и в авторитете вершить и многие церковные дела. Устроит ли "монархизированного" Путина нынешнее положение в Церкви? Этот вопрос в полшепота обсуждается уже год, однако ответы даются пока самые противоречивые. Ответ на вопрос "Who is mr.Putin" применительно к Православию пока еще не дан, Путин и здесь остается загадкой и разгадка может быть как банальной и неинтересной, так и парадоксально-неожиданной.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования