День памяти Святых Царственных Мучеников, отмеченный в этом году очень широко — начиная от отказавшихся каяться в цареубийце лиц, по странному недоразумению именующих себя "православными патриотами", до Православной Церкви, информационных агентств и даже полуофициальных лиц. Не приобретая статуса государственного, общественное значение день памяти о цареубийстве, кажется, приобрел. В частности — в качестве дня общественных инициатив, направленных на восстановление всевозможной справедливости в отношении "исторической России" и, в частности, русской монархии (вплоть до изъявления СПС желания восстановить в Москве за собственные деньги монумент Царю-Освободителю). В один и тот же день пришли два сообщения из Екатеринбурга. Одно про то, что Екатеринбургская епархия РПЦ, вообще отличающая общественной активностью, просит убрать монумент Уральским комсомольцам куда-нибудь подальше от строящегося на месте убийства Царской Семьи храма-памятника. Одновременно Екатеринбургская организация "Идущих вместе" предложила переименовать улицу Якова Свердлова, на которой будет стоять храм-памятник, в улицу Романовых. "Идущим", при всей их одиозности и популизме, нельзя отказать в двух вещах — весьма развитом ощущении "ветров перемен", дующих во властных и общественных коридорах, и в кондовом здравомыслящем морализме, выражающемся правда, в весьма причудливых формах. Ходить на кровавую (или даже безкровную) корриду, читать "Голубое сало" и именовать улицу на которой было совершено цареубийство в честь одного из ведущих цареубийц — вещи, может быть и приемлемые для постмодернистского мировоззрения, но с точки зрения банального христианского морализма ни в какие ворота не лезущие. Единственный аргумент, который можно выдвинуть супротив — это ставшая уже крылатой фраза "это всё наша история, и из нее ничего нельзя вычеркивать и замазывать". Одна из наиболее отвратительных идеологем последних лет, стала штампом, с помощью которого отбиваются от любых перемен и от любого восстановления какой-либо исторической справедливости. Возникновение этой идеологемы вполне понятно — огульное "демобесие" времен перестройки и постсперестройки, когда полутора сотням миллионов людей пытались объяснить, что существование их под "совком" не имело и не имеет никакого raisondeetre, что сами они — моральные уроды и что лучшее, что они могут сделать это лечь и умереть, не могло не вызвать ответной реакции. Поскольку не многие способны были заявить, что "в советском периоде все было хорошо", сошлись на формуле — "это все наша история и ничего нельзя вычеркивать". Под этим лозунгом прошли знаковые советско-реставрационные мероприятия, вроде возвращения советского гимна. Теперь вот, той же фразой, хотели бы защититься от мероприятий, реставрирующих досоветский период истории."Вся наша история", по мнению некоторых, сводится только к семи советским десятилетиям и то, что сделано в эти десятилетия имеет безусловный "приоритет". Логика протестующих против православия и монархизма коммунистов более всего напоминают логику говорящего: "это моё, я сюда плюнул". И в самом деле — наплевано было достаточно, всё, по этой логике — их…Но никакой "всей истории", в которой "ничего нельзя замазывать" не существует. История народа, история государства — это всегда результат выбора прошлого, совершаемого в настоящем, и шутки про "историю, переписываемую каждый день", тут глубоко неуместны. "Каждый день", конечно, ни к чему, но переписывание истории переименование улиц, ликвидация и восстановление памятников — это необходимая часть и изменения самосознания общества, и государственной политики. Нельзя, ненужно и невозможно взорвать заводы и переплавить танки, стереть с лица земли военные памятники на том основании, что их поставили "при коммунистах", и нельзя не сказать спасибо людям, которые работали и сражались за страну. Но нельзя на этом основании до бесконечности ходить по однообразным "улицам Ленина", и любоваться на монументы большевистских узурпаторов, "этой страны" не любивших и не понимавших. В историческом "всеприятии", ставшем идеологическим стилем нынешней эпохи, не может и не должно быть всеядности, должны существовать определенные приоритеты и убиенный Царь-Мученик в этих приоритетах должен, несомненно, занимать куда более значимое место, чем "уральские комсомольцы". Нельзя и невозможно проповедовать уродливое учение о том, что в 1917 году "Россия кончилась" — это означало бы отречение от памяти Царя-Мученика, который для того и поднял на себя свой последний подвиг, чтобы его страна не уничтожилась в конец (ведь именно для того и отрекся Император, чтобы в условиях гибели монархии сохранить хотя бы страну). Но столь же невозможно считать, что если коммунисты правили Россией 70 лет, если они убивали царя и великих князей, епископов и священников, то все это легко простится, и что Русская страна отныне и навеки их — и в современности, и в истории. Настолько, насколько уже невозможно вычистить из исторического опыта России опыт "советской цивилизации", настолько же необходимым и уместным является зачистка его от последствий коммунистической диктатуры. Егор Холмогоров, Портал-Credo.Ru |