Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

84 года Non-Stop


В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге были зверски убиты последний Император Всероссийский Николай II ("гражданин Романов", как называли его тогда убийцы и как и сейчас любят называть иные из ненавистников его памяти), его супруга Александра Федоровна, дети и слуги. Оборвались несколько жизней. Оборвалась история Российской Империи. Оборвалась и покатилась история человечества к совсем уже близким границам "нового эона", в котором сперва "земля и вся дела на ней сгорят", а затем придут "новое небо" и "новая земля"…

Последнее мнение разделяют не все. Даже не все православные. Даже не все из тех, кто почитает память Царя-Мученика во святых. Для многих сегодняшние воспоминания — это воспоминания только о мученической кончине от безбожников доброго христианина, не лишенного недостатков (обычный список этих недостатков неизменные фарисейские - "слабовольный", "верил Распутину", "курил"…). Большинство из таких новых, "сентиментальных" почитателей царской семьи, более всего интересующихся вопросом "подлинности" так называемых "екатеринбургских останков", сравнительно недавно еще говорило о царе цитатами из знаменитого опуса про "23 ступени вниз" и бегало после лекций смотреть в кинотеатрах климовскую "Агонию". Почитание, точнее — некоторое почтительное уважение по отношению к убиенному царю, это способ немного заглушить голос скребущей совести, отделаться хотя бы малостью от участия в духовном цареубийстве.

Другая, освященная многими десятилетиями, традиция почитания последнего Царя — традиция, кульминационным пунктом которой была канонизация его во главе сонма Новомучеников Российских на Соборе Зарубежной Церкви в 1981 году под ругательства из-за железного занавеса и насмешки "либеральной" эмигрантской общественности, лишена поверхностного сентиментализма и пронизана историософскими ветрами. Мир от самого грехопадения катится по наклонной плоскости в пропасть. Эту мысль должен усвоить каждый христианин на первом же уроке катехизиса. Христос давал и дает человеку возможность соскочить с этого обреченного поезда, иногда не одному, а вдвоем, втроем, вдесятером, большой группой людей. "Соскочить" — то есть спастись от конечной гибели и спасти хоть кого-то вокруг себя. Но соскакивающий на полном ходу ушибает колени, ломает ребра и, иной раз, прошибает себе голову. Скольким людям попытка "выпрыгнуть" из своего "ветхого человека" стоила жизни, и временной и вечной. И вот, для того, чтобы соскакивающие не переломали себе при падении все, что только поддается перелому, Христос-Царь даровал миру иного, земного, царя, который грубой физической силой будет тормозить поезд, кто не даст тому разогнаться до "ускорения свободного падения", — катехона Удерживающего.

Удерживающий не должен быть ни духовно прекрасен, ни свят, ни искушен в богословии, ни даже всегда твердо привержен истинной православной кафолической вере. Он должен перед Богом и перед человеком хорошо выполнять одну работу — держать и не пущать. Держать мир в пределах приличий, не дозволяя разлиться по нему осатанению, и не пущать клячу истории перейти на галоп и загнать себя, бессильно свалившись у последней черты в лапы "человека греха, сына погибели".

Переняв служение "удерживающего" от Рима и Византии, русские князья, цари и императоры несли его с достоинством — обеспечили государству достаточно широкие границы, чтобы держать в них было не тесно и достаточную территориальную массивность, чтобы разогнать эту тушу было нелегко, и чтобы она, в свою очередь, не давала разогнаться остальному миру слишком быстро. Мир чувствовал, что Россия "мешает". Мешает не какими-то активными и агрессивными действиями, а самим фактом своего существования. Россия держит мир в том состоянии из которого он хотел бы выйти и на тех скоростях, которые ему, наевшемуся уже американских консервов и начиненному электробатарейками, уже казались детскими и смешными. Мешала Россия — её убрали, убрали и её царя, одного из лучших царей, который когда либо возлагал на себя бармы Удерживающего — искренне верующего и простого, чуждого гордыни и агрессивности, и при всем при том способного удержать пошедший в разнос отнюдь не при нем и отнюдь не по его воле государственный механизм в течении долгих 23 лет.

Удерживающего не стало. Уставший караул не ушел, правда, сам, а бы насильственно сменен. Сперва его заставили отречься (ибо дальнейшее сопротивление было бесполезно и только стерло бы в порошок то, что оставалось еще от России), а затем уничтожили "со чады". И мир понесся в режиме нонстоп, так что история ушедшего столетия занимала в курсах истории столько же места, сколько предыдущие пятнадцать. Уже мало кто сомневается, что этот галоп к смерти и к погибели — только одни думали, что это смерть от радиационного излучения "на последнем берегу", другие, заигравшись в "Цивилизацию" представляли себе катастрофу как "GlobalWarming", третьи, считающие, что все будет "как написано" оказались в меньшинстве записанном в опасные юродивые (а многие приняли на себя эту маску и впрямь стали подвинувшимися на Конце Света безумцами).

Того, кто его cдерживал ускорение более нет, он погребен то ли в Петропавловском соборе, то ли где-то под Екатеринбургом (даже эта растерянность так много говорит о дне сегодняшнем) нет и преемников. Некоторые православные веруют, правда, пророчеству о "самом последнем царе", который будет править Россией перед концом, но и горячие проповедники этого пророчества неизменно ставят все это в условное наклонение: "если…".

А пока что — колесо вращается быстрей.

На фото - фреска, изображающая Царя-мученика Николая, написанная в Жиче (Сербия) в 1930-х годах, по решению св. Николая (Велимировича) и сохранившаяся в годы коммунистических гонений. Лик, изображенный на фреске, был чудесным образом явлен русскому изографу Колесникову, расписывавшему храм.

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования