Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стукач или государственник? Все больше людей в Церкви не может понять, в чем грех иерарха, сотрудничавшего с КГБ


Священник Георгий Эдельштейн, клирик Костромской епархии РПЦ МП, последние пятнадцать лет известен как видный церковный диссидент, обличающий "неправду сергианства", главным образом - сотрудничество церковной иерархии с КГБ. Диссидентство это, правда, странного свойства — за него не наказывают, хотя пишет о. Георгий вещи резкие и нелицеприятные, а репрессии обрушивались на священников в последние годы и за куда более невинные вещи. А здесь — нападки и на Патриарха, и на митрополитов Кирилла и Мефодия, однако как был о. Георгий клириком Костромской епархии, так им и остается...

На сей раз о. Георгий Эдельштейн посвятил свое обращение теме "Церковь и КГБ", написав полковнику КГБ в запасе Владимиру Путину, что тот напрасно наградил орденом Дружбы митрополита Мефодия (Немцова), который, по утверждению автора письма, также является офицером КГБ. В этом контексте, пафос послания вообще становится парадоксальным — а что, собственно, мешает коллеге наградить орденом коллегу, и почему Владимир Путин должен считать сотрудничество иерарха с "родным" КГБ компрометирующим фактором? Куда более весомо заучит сформулированное в том же письме обвинение митрополиту Мефодию в атеизме, однако вот здесь-то проверить его нет никакой возможности — вряд ли имеются какие-то зафиксированные высказывания митрополита, которые свидетельствовали бы о его безбожии.

Общественный интерес к теме "Церковь и КГБ" обращение о. Георгия Эдельштейна в известной мере подхлестнет. В ответ раздадутся требования к "антицерковному лобби", чтобы оно "немедленно замолчало и прекратило позорить церковную иерархию". Однако, с высоты начала 2000-х, при популярном в народе президенте-"чекисте", сотрудничество с КГБ в общественном сознании скорее позитивная характеристика, чуть ли ни свидетельство благонадежности. Такое обвинение в нынешнем информационном пространстве попадает "мимо цели".

Исторический опыт также говорит о том, что не раз и не два православные священники выполняли миссию разведчиков, собиравших информацию и оказывавших влияние на какие-то процессы в пользу своих стран. Однако священник, согласно церковным правилам, никогда не мог быть военачальником или государственным чиновником. 81-е правило святых апостолов прямо запрещает: "Не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных". У этого правила есть прямой смысл, вполне очевидный -- священник не должен отвлекаться от дел церковных. Однако достаточно вспомнить святителя Алексия Московского, который фактически управлял русским государством, чтобы понять: у правила есть и более глубокий смысл -- состоит он в том, что член церковной иерархии не может быть встроен в иерархию гражданскую, основанную на гражданской власти и приказе. Участвовавшие в государственном управлении святители делали это "на общественных началах", а не по должности. Священник не может быть по совместительству офицером, то есть тем, над кем довлеет власть начальника. Ведь начальник может приказать нечто, что прямо противоречит христианской совести, и тогда придется нарушить либо один долг, либо другой. Церковь учит, конечно, что лучше нарушить клятву, чем совершить грех, но клятвопреступления и преступления присяги – тоже не подвиг благочестия…

Даже не будь СССР воинствующе атеистическим государством, превращение священников в "офицеров госбезопасности" и наоборот было бы делом глубоко антицерковным. Даже императорская Россия, где все были помешаны на чиновничьих иерархиях, не включила священные чины в табель о рангах, а синодский "обер-прокурор" все-таки не стал "начальником" над архиереями, не вошел в собственно церковную иерархию. То есть "архиерей в погонах" — это не просто "нехороший человек", "стукач", как определяет его диссидентская критика, а канонический преступник - тот, кто совершает нечто категорически апостольским правилом запрещенное.

При этом нельзя забывать о том, что "руководящая и направляющая сила" СССР – КПСС – ставила своей целью превращение страны в атеистическую и полное, хоть и постепенное, "искоренение религиозных предрассудков". Привлечение священнослужителей к сотрудничеству с органами госбезопасности на первых порах имело одну единственную цель - получение их содействия в причинении максимального ущерба Церкви. То есть сотрудничество с НКВД было для священника сотрудничеством с врагами Церкви, предательством, а значит, и отпадением от веры. Вероятно, по мере "разложения" коммунистической идеологии такая прямолинейная направленность этого сотрудничества и несколько затушевалась, и "агенты в рясе" начали работать в основном "на заграницу".

Сейчас, в эпоху частичной "реставрации советчины", очень для многих людей как в Церкви, так и вокруг нее, обвинение того или иного иерарха в сотрудничестве с органами становился "неубедительным" само по себе. Антисоветизм из официальной пропаганды уходит, и вот уже "кагебист" — это не "стукач", а "государственник". Значит, для осуждения факта сотрудничества иерархов с КГБ нужен критерий не политический, а действительно церковный…

Егор Холмогоров, для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования