Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Процветание опять откладывается?..


Еще не так давно кипели страсти по поводу прославления в лике святых царя-мученика Николая II. Но вот, Архиерейский собор 2000 года прославил Царственных мучеников вместе с многочисленным сонмом других новомучеников Российских, однако православные патриоты и монархисты не успокаились. Теперь перед ними поставлена очередная задача — добиться канонизации царя Иоанна IV Грозного и Григория Распутина. Об этом, в частности, шла речь на митинге, посвященном 135-й годовщине со дня рождения императора Николая II, состоявшемся 19 мая этого года на Славянской площади в Москве и завершившемся крестным ходом и молитвенным стоянием у стен священного Кремля.

Подобные акции проводятся православными монархистами уже более десяти лет, но еще никогда они не собирали столь скромного числа участников – около 200 человек. Видимо, идея борьбы за православление именно царя-мученика Николая II с помощью крестных ходов, выражающих соборную волю "простого церковного народа", была понятна и близка многим. Нынешние лозунги православно-монархических крестных ходов вызывают меньше понимания "масс". Многие бывшие активные участники этих шествий недоумевают: не увлеклись ли их устроители идеей "борьбы за канонизацию", превратив ее в стереотипную форму своей активности, и не будут ли они постоянно предлагать все новых кандидатов во святые, даже после того, как реальная соборная воля "простого церковного народа" будет полностью исполнена священноначалием?

Несмотря на то, что даты крестных ходов по-прежнему увязаны с днями памяти царя-мученика Николая II (это дни его рождения, отречения от престола и мученической смерти), имя венценосного страстотерпца звучит на них все реже. А ведь официозная канонизация его в 2000 году ответила далеко не на все вопросы. Православных монархистов, по идее, должен был бы обеспокоить факт чрезвычайно слабого литургического почитания этого "предстоятеля сонма русских святых", как они сами его именуют. В большинстве храмов РПЦ МП нет даже иконы Николая II, в день его памяти почти нигде не совершается праздничных служб, в то время как на праздник преподобного Сергия Радонежского, отмечаемый на следующий день (18 июля), в Троице-Сергиеву лавру съезжаются десятки иерархов и тысячи паломников, в тысячах русских храмов служатся торжественные всенощные. На реальной литургической жизни РПЦ МП канонизация 2000 года почти никак не отразилась, и это тревожный симптом - во всяком случае, для православных монархистов.

Как бы то ни было, но движение за канонизацию Ивана Грозного в последнее время весьма активизировалось. Одним из его идеологов стал весьма влиятельный в консервативных церковных кругах, благодаря редактируемой им газете "Русь православная", Константин Душенов. В этом году редколлегии газеты "Русь православная" и журнала "Опричнина" выпустили первый номер православно-патриотического альманаха "Царь-Град", полностью посвященный "оклеветанному царю". В нем Душенов выступил с обличительной статьей в адрес Патриарха Алексия II и прочих противников признания святости Распутина и Грозного. Так, иерархи, сопротивляющиеся этим двум канонизациям, названы в альманахе "ненавистниками русской святости", "цареборцами" и "русофобами", причем утверждается, что эти люди, будучи посрамлены через прославление во святых царя Николая II, теперь "сосредоточили ненависть" на Иване Грозном и Распутине.

К чему вся эта шумиха с новым прославлением? -- недоумевают "умеренные" православные. Разве мало уже в Православной Церкви святых, явивших гораздо более достойные примеры христианского жительства, которым действительно можно подражать? Почему именно теперь православные патриоты сочли благовременным добиваться канонизации "старца" Распутина и "игумена всея Руси" -- грозного царя? На эти вопросы обычно отвечают так: "Царь Иоанн IV — первый Помазанник Божий на русском престоле, создатель и устроитель централизованного русского государства"; "старец Григорий …страшен нынешним церковным либералам как живой символ нерушимого, мистического единства Православного Царя со своим народом" (К. Душенов). В статье другого автора из среды сторонников канонизации Грозного и Распутина, вышедшей в конце прошлого года ("Что есть диакон "всея руси" против царственного игумена земли русской?" // Русская линия, 22.12.2002) утверждается, что "сама стезя всенародного покаяния в грехе Бого- и цареотступничества давно ведет к почитанию и Первого Русского Царя, и к почитаю народного Царского Друга последнего по времени Императора — Мученика Григория".

Наверное, многие еще помнят, как в разгар борьбы за канонизацию царя-мученика Николая II ее сторонники с жаром доказывали, что без этой канонизации невозможно "воскресение Руси", что "пока царя не прославят", нельзя ждать ничего хорошего, а вот "как только прославят", так сразу "все будет хорошо". В "Руси православной" (№ 1 за 2000 г.), в статье "Небесное воинство России", было изложено даже некое "чудесное видение", бывшее одной женщине, которой явившийся царь Николай сказал: "Получу власть помогать и всему народу, когда буду прославлен и на земле! И тогда, скажи, Россия процветет на малое время! …Говори всем, что если Государя Николая прославим, то он все устроит! И войны не будет!.." Царь прославлен вот уже почти три года назад — а процветания России по-прежнему не наблюдается… В чем же дело? — И вот, появляется новая идея: для "всенародного покаяния и воскресения России", оказывается, мало было прославить последнего русского царя — нужно прославить еще и "царского друга", а также и первого русского царя, и вот тогда

Многие современные православные монархисты не оригинальны. Взгляды иных идеологов перекликаются с оккультными верованиями в талисманы и заговоры: стоит только произнести известную формулу или повесить на шею "нужный камушек" — и "все будет" автоматически, с гарантией. Перекликаются они с известными эсхатологическими движениями, уже несколько раз объявлявшими дату наступления конца света, а потом в связи с его ненаступлением переносившими дату на новое число. "процветание России" откладывается, как говорится, до лучших времен…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования