Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Дурной пример. В Русской Православной Старообрядческой Церкви намечается отход от "народной соборности"


Неделя святых жен-мироносиц является для старообрядцев-поповцев, в первую очередь - московских, особенным днем. После долгих гонений от государственной власти и полувекового "запечатания" алтарей Покровского кафедрального собора на Рогожском кладбище, в ходе Русской революции 1905 г., вызвавшей либеральные реформы, Император Всероссийский и правительство Российской империи разрешили возобновить официальные богослужения в Рогожской слободе. И 16 апреля 1905 г., накануне издания указа о веротерпимости и накануне Пасхи, старообрядцам было впервые оказано немыслимое прежде благоволение. В этот памятный день московским генерал-губернатором была получена следующая телеграмма Государя Императора:

"Повелеваю в сегодняшний день наступающего Светлого праздника распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища и предоставить впредь состоящим при них старообрядческим настоятелям совершать в них церковные службы. Да послужит это столь желанное старообрядческим миром снятие долговременного запрета новым выражением Моего доверия и сердечного благоволения старообрядцам, искони известным своею непоколебимою преданностью престолу. Да благословит и умудрит их Господь с полною искренностью пойти навстречу желаниям и стремлениям русской православной Церкви и прекратить соборным решением тяжелую историческую церковную рознь, устранить которую может только Церковь. Николай II".

Тогда же внушительная комиссия прибыла на Рогожское кладбище и "распечатала" алтари, а 17 октября 1906 г., в день объявления манифеста о преобразовании государственного строя "на незыблемых началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов" и об учреждении законодательной Государственной Думы, старообрядческим архиепископом Иоанном Московским и всея России в первый раз было открыто и торжественно совершено епископское служение в алтаре Рогожского храма.

По традиции, день распечатания алтарей Рогожского кладбища московское старообрядчество отмечает особенно торжественным богослужением и крестным ходом вокруг собора в Неделю святых жен-мироносиц, когда литургически "обновляется" праздник Светлого Христова Воскресения. В этот день в Москву съезжаются десятки священников и сотни мирян-старообрядцев. Сразу после этого, как правило, открывается торжественное заседание Совета Митрополии (аналог Священного Синода в РПЦ МП) или даже Освященный Собор.

Однако в нынешнем году накануне всех этих торжеств было объявлено, что на сей раз никакого Совета, ни тем более Собора не состоится. Более того, ходили слухи, что Митрополит Алимпий накануне торжеств покинет Москву и отправится в свой родной городок Лысково в Нижегородской области. Для стороннего наблюдателя причины столь неожиданного и необычайного решения могут быть неясны. Однако для тех, кто изнутри наблюдает жизнь самого большого старообрядческого согласия, это решение выглядит достаточно логичным в череде событий, потрясших РПСЦ в последние месяцы. Как сообщал наш Портал, 18 февраля 2003 г. заседание Совета Митрополии (впоследствии переименованное в Чрезвычайный Архиерейский Собор) приняло решение о новой архиерейской хиротонии. Кандидатом во епископы был избран протоиерей Леонид Гусев, настоятель Покровского кафедрального собора и брат действующего первоиерарха РПСЦ. Это решение неожиданно оказалось камнем преткновения для многих верущих старообрядцев. И дело здесь не только в родственных узах, которые связывают нового кандидата с первоиерархом, но и в неоднозначности самой фигуры о. Леонида. В Покровский кафедральный собор он был переведен в начале 90-х гг. из Успенского храма Нижнего Новгорода после целого ряда конфликтов с его прихожанами. Не только нижегородцы, но и некоторые старообрядцы других краев России выражали устно и письменно свои сомнения в возможности возведения нового кандидата в епископский сан. По мнению многих, он воплощает собою дух "неокружничества", непримиримости и "народного апокалиптизма", который, казалось, давно ушел из среды поповского старообрядчества в радикально-беспоповские "глухие согласы".

Впрочем, дело не в сложностях отношений между духовенством и верующими. Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) традиционно предъявляет к своим кандидатам в архиереи сугубо высокие духовно-нравственные и канонические требования. Часто кандидатуры потенциальных архиереев отклонялись по самым небольшим поводам. Ведь епископ, по представлениям старообрядцев, должен быть без малейшего изъяна, безупречен во всех отношениях. Маленькая Церковь, не пользующаяся к тому же широкой поддержкой государства, не может позволить себе покрывать нравственные и иные недостатки своих архипастырей за счет "административного ресурса". Этим отчасти объясняется малое число архиереев в РПСЦ. Кроме того, в старообрядческой среде исконно сильно проявлялось соборное начало: архиерей или священник должен быть избран и выдвинут народом церковным, так что высшая церковная власть тáинственно освящает выбор "народа Божия". До недавнего времени в РПСЦ не происходило копирования обычаев и норм советского бюрократического делопроизводства, когда архиереи и священники назначаются священноначалием "сверху" по собственному усмотрению, минуя мнение церковного народа. Такая практика практически стала нормативной в главенствующей Церкви, но даже там раздаются голоса о необходимости возвращения к соборным началам в церковной жизни. Однако, к примеру, в РПЦ МП появилось и набирает силу "антисоборное" движение, считающее все формы консультативных действий в Церкви излишними. Результаты этого плачевны: людей, известных своим недостойным поведением или совершавших неканонические действия, вновь извлекают на свет Божий и назначают на архиерейские кафедры. Пренебрежение соборными началами тяжелым бременем ложится на церковный организм и вызывает ложную ассоциацию в обществе, которое распространяет мнение о всеобщности коррупции и безнравственности на Церковь.

Положение, которое воцарилось в РПСЦ из-за некоторой "пробуксовки" принципа сорборности, является весьма неординарным для этой Церкви. Половинчатое решение, по-видимому принятое руководством крупнейшей старообрядческой Церкви, об отмене заседания Совета Митрополии, может означать лишь продолжение процесса стагнации внутри "партии власти" в РПСЦ, что, безусловно, ослабляет свидетельство о верности "Древлей Вере" и преданию святоцерковному в современном российском обществе, которое чутко реагирует не столько на религиозно-каноническую динамику положения церковных дел, сколько на их нравственную составляющую.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования