Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

РПЦ МП на пороге своего будущего. В 2015 году период отчуждения РПЦ МП от активной части общества завершится: чем же именно?


Новый церковно-политический сезон не успел начаться, как еще в летних публикациях внимательных наблюдателей был обозначен его главный тренд: «РПЦ скоро будут бить» (Владимир Голышев, 5 июля). Техника этого «битья» была недавно описана в общих чертах Александром Невзоровым. Он же описал и позицию федеральной власти в отношении РПЦ МП: я бы назвал ее неблагожелательным (раздраженным) нейтралитетом. И это именно солидарная позиция условного Кремля, а не только одной из «башен».

Таковы те особенности предстоящего сезона, которые будут бросаться в глаза каждому наблюдателю. Но сейчас лучше поговорить о другом. А именно, о чуть более общем контексте происходящего и о состоянии людей, связывающих себя с РПЦ МП.

Контекст: прошлое и будущее

Краткий переходный период новейшей истории РПЦ МП как несостоявшейся государственной церкви заканчивается и закончится еще в пределах 2015 года. Это был период отчуждения РПЦ МП от активной части общества, не только интеллигенции.

До 2012 года господствовало мнение о РПЦ МП как об институции малопонятной, но, в общем, своей и довольно-таки симпатичной, если смотреть издали. После скандалов с Патриархом Кириллом (Гундяевым) в начале 2012 года и окончательно после приговора «Pussy Riot” в августе того же года РПЦ МП стала восприниматься как чужая и недобрая. В апреле 2012 г. мне довелось вкратце описать, как это новое состояние влияло на разных людей, относивших себя к РПЦ МП.

От статуса «чужого» до статуса «виноватого» один шаг, и этот неизбежный для РПЦ МП шаг был сделан в 2015 году. Теперь ее восприятие в обществе – не просто как чужого, но враждебного чужого. Принадлежность к ней стигматизирует любого человека, если только этот человек попадает в общественно активный слой общества. И это уже теперь, хотя почти все шлюзы, через которые вскоре на общество хлынет компрометирующая РПЦ МП информация, пока что закрыты.

Можно особо отметить личные качества и тактику протодиакона Андрея Кураева, которые принесли ему победу в информационной битве с чудовищем. В конце 2013 года ему удалось лишь обозначить тему, вызывающую физиологическое отвращение к разложившемуся руководству его номинально религиозной организации – но не удалось тогда ни обозначить масштаб явления, ни вообще привлечь постоянное внимание журналистов и общества. Последовавшие вскоре украинские события, казалось бы, окончательно перекрыли общественный интерес к кураевским разоблачениям. Но надо было всего только подождать и не падать духом. Прошел еще год или год с небольшим, и развитие украинских событий привело к ослаблению РПЦ МП не только в Украине (где она теперь озабочена только выживанием, уступив место государственной Церкви Киевскому патриархату). Украинское фиаско РПЦ МП, которое наш Портал предрекал ей с самого запуска политики «Русского мира» в 2008 году, – главная причина потери к ней интереса со стороны Кремля. А РПЦ МП в последние годы только и делала, что показывала обществу непристойные гримасы из-за красной зубастой стены. Каково же после этого оказаться на улице? И вот, дожил протодиакон Кураев до того, что его обличения стали востребованы. И ждать-то пришлось всего ничего.

Но не надо бояться, что РПЦ МП вскоре совершенно исчезнет. Такого не может быть, так как для нее в нашем обществе есть естественная ниша – ниша сети комбинатов ритуальных услуг. Когда она успокоится в этом общественном статусе, все скандалы вокруг нее прекратятся: попы заживут долго и счастливо (ибо в чем поповское счастье, если не в требах и «пожертвованиях» за них?), и их трудовые коллективы сами решат, какие епископы и в каком количестве им будут нужны. Соборность войдет в эту Церковь через дверь профсоюза.

Люди: четыре психологических стадии после постановки диагноза

Чтобы разобраться с состоянием людей, ощущающих свою принадлежность к РПЦ МП, нужно вспомнить о стадиях психологической адаптации больного к смертельному диагнозу. В данном случае смертельный диагноз поставлен РПЦ МП, если рассматривать ее в качестве организации религиозной, а не предприятия бытовых услуг. Поэтому стадии психологической адаптации верующих людей будут те же самые. Что же касается абсолютного большинства посетителей храмов, пусть даже и регулярно причащавшихся, то им адаптация не понадобится, а они просто по-тихому отойдут в сторону. Уже и отошли многие. В их сознании останется ощущение, будто так было всегда: «Австразия всегда воевала с Океанией», – согласно исчерпывающей формуле Орвелла для исторического сознания масс.

Психологическая адаптация к смертельному диагнозу проходит через четыре стадии: отрицание, гнев, депрессия и – если все сложится хорошо – творческое и конструктивное приятие своего нового положения.

В закончившийся уже период 2012–14 годов среди религиозно настроенных прихожан РПЦ МП господствовало отрицание: отрицались масштабность и, главное, системообразующий характер явлений. Для нынешнего периода характерным становится сдвиг мейнстрима к следующей фазе – гнева. Отрицать, будто опасные для окружающих психопаты и(или) сексуальные извращенцы контролируют руководящие структуры РПЦ МП, — как представляется теперь этим людям — более не приходится. Но признание этого факта вызывает гнев, т.е. агрессивную позицию. В силу религиозной специфики, она выражается на языке защиты, а не нападения, хотя по сути тут именно нападение: мол, какова бы эта Церковь ни была, но это моя Церковь (некоторые говорят – «моя мать»), и Я ее не оставлю. В РПЦ МП быть стыдно, но поэтому-то я в ней и буду!

Тут имплицитно выражается осуждение тех, кто уже оставил и оставляет РПЦ МП, причем, главный адресат такой агрессии – не сами эти «отрезанные ломти», а еще остающиеся в ее ограде. Их подсознательно хочется запугать, чтобы не выходили. Хочется переменить минус на плюс: собственный стыд за пребывание в РПЦ МП превратить в стыд за желание ее покинуть.

Таков мейнстрим. А передовая мысль верующих РПЦ МП уже смещается к третьей фазе – депрессии. Теперь модно называть ее «выгоранием», применяя этот термин и к священнослужителям, и к активным мирянам. Статистически преобладающей линией поведения на этой волне станет, разумеется, расцерковление. Массовое расцерковление активных мирян и не очень подсевших на легкие поповские заработки священнослужителей – это мейнстрим следующего этапа, когда начнется распад нынешней непомерно раздутой РПЦ МП и переформатирование ее под сеть предприятий ритуально-бытовых услуг. Пока что в депрессии бьется только передовая мысль религиозно мотивированных членов РПЦ МП, и часто эти терзания остаются невидимыми миру.

К конструктивному приятию смертельного диагноза для РПЦ МП как религиозной организации приходят сейчас и придут в будущем немногие. Это никогда не станет мейнстримом. Но этот путь всегда и для всех открыт.

«Но ты не верь никому, Думай своей головой…» – сказал один из лучших поэтов современности по аналогичному поводу.

Епископ Григорий (Лурье),
для «Портала-Credo.Ru»

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

 

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования