У нас во дворе стоит памятник Ленину. Четырёхгранный столб с набалдашником наверху, олицетворяющий нашу неизменную действительность. Вокруг него толпятся пятиэтажные дома, хрущёвки, рядом что-то вроде скверика с песочницей, с лавочкой и двумя кустиками… Больше кустиков во дворе нет, и я с внуком поневоле захаживаю сюда, в этот скромный оазис. Приходят сюда с детьми и другие обитатели хрущёвок. С одной из них, внука которой зовут Ярополк, я познакомился. Мальчик ровесник моему Ваньке, а она, пожалуй, помоложе меня. Слыша, как я непочтительно высказался о памятнике, отвечая на вопрос Вани "што ето?", женщина выдала на полном серьёзе звенящий слоган: "Это создатель нашего государства, защитник бедных и обездоленных". Я видел, как она давеча, выходя из подъезда, перекрестилась, и, полагая, что она православная, добавил: "Особенно защитник верующих". "Да, и верующих! Нашему храму в Бирюлёво дал охранную грамоту! И храм не тронули!" "Вашему дал, а другие порушил", - не удержался я. И пожалел, потому что она, распаляясь и испепеляя нас с Ванькой пылающим взглядом, припечатала: "Зато сейчас вон, сколько храмов настроили, вам что, лучше стало жить?!" Я опять не удержался: "Ну, с Богом-то всегда лучше…". "А где Он, Бог-то, в их церквах?!" - почти прокричала она. Там были и другие бабушки и дедушки, тема затронула их по-разному, одни поддержали её, другие взяли мою сторону: "Лучше бы на этом месте клумбу заложить", - подытожил кто-то. Разговор перекинулся на сегодняшние события в Украине… И продолжался в удивительном единодушии. Детишки мирно копошатся в песочнице, а взрослые, просвещённые телевизором и охваченные патриотическим гневом, бранят истинного, как им кажется, виновника раздора между братскими народами. Я собрал Ванькины игрушки, и отошёл подальше от памятника, чтобы не принимать участия в споре об истине. Больше всех меня озадачила бабуля с Ярополком… "Был бы Ленин, - возмущалась она, - вот те крест, он бы такого развала не допустил!" "Странно, - подумал я, - почему не Сталин?" Обычно, из такого умонастроения вылетает: "Сталина на вас нет!" Но легенда об охранной грамоте вознесла "защитника верующих" на небесную высоту… Из разговора я понял, что кто-то из священнослужителей в бирюлёвском приходе эту легенду поддерживает… Ревностная прихожанка понимает, что Бог обитает не во всех церквах и при этом верит в покровительство идола. Воистину неисповедимы пути суеверия... Мифологическое сознание одним невежеством не объяснить. Миф доступнее Божественного откровения. Понятно, что моя собеседница и её единомышленники не читали книг о Ленине - Волкогонова, Александра Яковлева, или Синявского, или даже Солженицына с его сокрушительными примерами из жизни "защитника обездоленных". Не потому, что эти книги были им недоступны. За последние двадцать пять лет наверняка попадались на глаза или слышали о них. Они не хотели читать ничего подобного. "Благословенны алчущие и жаждущие правды…" (Мф., 5:6). Правда человеческая вырастает из правды Божией, опираясь на духовные и волевые усилия жаждущего. А усилия наказуемы и небезопасны: жаждущие могут стать гонимыми за правду. Куда проще и безопасней подключиться к дозволенной полуправде, которая с Божией, однако, не имеет ничего общего. Как же рождается в человеке жажда правды, духовная потребность в Истине? Можно всю жизнь причащаться Святых Тайн и быть от Истины катастрофически далеко. Такой "духовный" опыт можно назвать беспамятным. Опять мы слышим отовсюду славословия Сталину. В передаче "Особое мнение" на "Эхе Москвы" (редакция вынуждена, наверное, пускать в эфир и такое) некто Фефелов разглагольствовал о "сталинской солнечной культуре", которая якобы поднимала общество. "ГУЛАГ! ГУЛАГ! ГУЛАГ! – истерически изрекал он. - Забудьте про ГУЛАГ. Впереди история (? – А.З.), впереди серьёзное политическое будущее". Подобные прозорливцы питают язычество православных сталинистов, православных фашистов. Эти маргинальные сообщества разбухают как раковая опухоль в ослабленном организме. Не где-нибудь, а у стен православной святыни, Троице-Сергиевой Лавры, они проводят свои манифестации. Их устрашающие жесты перемежаются: зиги с крестным знаменьем. Кто-то должен же просвещать эти когорты, кроме фефеловых и батюшек, почитающих заступником главного безбожника. В своё время митрополит Иларион (Алфеев) высказался определённо о Сталине, как о государственном преступнике. Патриарх Кирилл (Гундяев) тоже нелестно охарактеризовал Ленина. Но не доходит их голос до непросвещённой паствы. Возможно, паства и слышать не хочет их голоса, уверенная, что в их церквах Бога нет. Александр Зорин, для "Портала-Credo.Ru" Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"! Денежным переводом: Или с помощью "Яндекс-денег": |