Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Эпоха беспринципности. К первому сослужению «хризостомовцев» и «киприанитов». Часть 2


Начало - ЗДЕСЬ

Итак, мечта архимандрита Киприана (Куцумбаса) осуществилась. Он стал, наконец, епископом. Но для удовлетворения амбиций ему требовалось, чтобы новоустроенный Синод официально исповедал бы его неправославные взгляды на учение о границах Церкви. Так как это лжеучение и без того к настоящему времени достаточно подробно разобрано многими исследователями, убедительно доказавшими его (1) еретичность, и (2) нетрадиционность и новизну для всего старостильного движения в Греции, то мы не станем повторяться, и укажем лишь главные его черты. А именно, по глубокому убеждению митрополита Киприана:

1. Исповедание ереси епископатом какого-либо церковного сообщества не ведет в силу этого к отпадению этого сообщества от Тела Христова, то есть к потере тайносовершительной благодати Таинств, которая будет сохраняться, пока не последует осуждения новой ереси неким будущим Всеправославным Собором;

2. значит, Таинства, совершаемые еретиками и раскольниками, действительны и спасительны для принимающих их с верой до тех пор, пока их не осудит все тот же "Всеправославный" Собор или "Собор Объединения". А если выясняется, что сами эти ереси и расколы уже были осуждены православными Соборами ранее, то прежде бывшие постановления этих Соборов не могут автоматически распространяться на современных последователей ересей, но являются лишь "основанием" для будущего возможного их осуждения;

3. следовательно, еретики и раскольники современности, как еще не осужденные "Всеправославным" Собором окончательно, на самом деле онтологически еретиками и раскольниками не являются, но представляют собой лишь "заболевших в вере членов Церкви, еще не приведенных к суду";

4. и, таким образом, получается, что Церковь может разделяться сама в себе на "заболевших или погрешающих в вере" и на "противостоящих им и их новшествам здоровых" ее членов, которые именно в совокупности до грядущего Собора, который отделит тех от других, и составляют мистическое Тело Христово.

Реакцией на проповедь этого учения митрополитом Киприаном стал начавшийся распад новообразованного "каллистовского" Синода. Первыми в июне 1983 года его покинули митрополиты Магнезийский (с этого времени - Диметриадский) Максим и Додеканисский Каллиник. Они обратились с покаянием к Архиепископу Авксентию и были приняты в церковное общение через хиротесии-хиротонии (когда на Литургии на главы соединяющихся от ереси или раскола возлагаются руки епископов и читается молитва рукоположения). Чуть позже так был принят и митрополит Эолийский Герман. Видя, что он обманут и использован в достижении собственных целей Киприаном (Куцумбасом), а также опровергая неправославную экклесиологию того, владыка Каллист (Макрис) в 1983 году опубликовал и широко распространил свой богословский ответ Киприану и его единомышленникам - "Апологию", и Энциклику "Письмо исповедания", в которых в полном согласии со всегдашним православным "акривийнейшим" исповеданием веры истинно-православных христиан Греции объявил "таинства" новостильников и экуменистов "безблагодатными и недействительными", а их религиозную организацию - еретической. Раскаиваясь пред Богом за то, что хоть и невольно, но он стал проводником идей и замыслов врага Православия, простодушный митрополит Каллист отказался от епископской чести и, уйдя в схимнический затвор в основанном им монастыре, окончил в 1986 году свои земные дни как простой монах.

Сменивший его на посту председателя Синода митрополит Антоний Мегарский стал предпринимать попытки смягчить и исправить экклесиологические заблуждения митрополита Киприана, поручив тому составить вероисповедный документ, который, с одной стороны, будучи верным традиционной "Омологии 1935 года", в то же время был лишен крайностей ее толкования, которые стали "камнем преткновения" для "матфеевцев" и, соответственно, источником их ложного учения о "автоматическом отключении" тайносовершительной благодати Божией в Поместной Церкви после первого еретического заявления ее иерархии. Но составленный Киприаном документ, опубликованный им под названием "Экклесиологические тезисы, или Изложение учения о Церкви для Православных противостоящих ереси экуменизма (Agios Kyprianos, November, 1984)", на поверку вышел лишь концентрированным и сжатым изложением все тех же неправославных взглядов его автора, из-за которых он еще шесть лет назад оказался вне церковного общения с каноничным Синодом истинно-православных Греции. Даже для достаточно либерального на тот момент в области экклесиологии Синода митрополита Антония такое откровенно еретическое исповедание веры оказалось a priori неприемлемым с точки зрения святоотеческого учения и, естественно, не было одобрено. К сожалению, будучи при председательстве митрополита Каллиста фактически вторым человеком в его Синоде, митрополит Киприан смог сосредоточить в своих руках все административные и экономические реквизиты Синода, и для несогласных с его "богословствованием" архиереев после ухода на покой митрополита Каллиста не оставалось ничего иного как с покаянием вернуться в общение с Матерью-Церковью.

В 1984 году четыре последних оставшихся в "каллистовском" Синоде митрополита - Антоний Мегарский, Каллиник Ахайский, Матфей Инойский и Каллиопий Пентапольский - из-за несогласия с экклесиологией Киприана присоединились к той части "хризостомовского" Синода ИПЦ Греции, которая тогда из-за временных и несущественных личных разногласий среди иерархов возглавлялась митрополитом Пирейским и Саламинским Геронтием (Маргиолисом). По икономии, ради множества возвращающейся с ними из раскола в церковное общение паствы, их хиротонии были признаны самим фактом их сослужения с "хризостомовскими" епископами, без совершения над ними хиротесии.

Таким образом, именно из-за своего неправославного исповедания веры и соответствующей ему богослужебной практики, лишенный сана митрополит Киприан (Куцумбас) остался к концу 1984 года опять один. С ним в общении от безысходности пребывал лишь сомнительного поставления (1982 года) митрополит Сардинский Иоанн (Джованни Басцио), который, будучи некогда не имеющим истинного крещения католическим иеромонахом-капуцином, был принят в Московскую патриархию "в сущем сане", а затем ушел к несторианам и был ими хиротонисан в "епископа", а от несториан, через крещение и перерукоположение, перешел уже в Синод митрополита Каллиста (причем сам Киприан отказался участвовать в его Крещении и хиротонии, посчитав это повторением Таинств).

В 1984 г. уже один новостильный церковный журнал подверг критике Киприана за то, что он, представляясь старостильным епископом, "принимает сотни новостильников в своем монастыре и своих церквях и объединяется с ними в молитвах, подавая им Таинства и Божественное Причастие", при этом "позволяя тем, кто приходит к нему на исповедь, принимать честные Таинства в новостильных Церквях (Orthodox Tipos 20.01.1984, p. 3)". Это публичное разоблачение Киприан не опроверг, но только назвал оное "личными нападками" и заявил, что его практика является исключительно его собственным делом "пастырского попечения", которое "касается его одного" (Agios Kyprianos, February-March, 1984, p. 288-291). А 27 августа 1984 года на всенощном бдении накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы Киприан демонстративно сослужил в своем монастыре с экуменическим новостильным Александрийским Патриархом Николаем VI (1968-86).

За такое явное и демонстративное попрание канонов Церкви Киприан Оропосский был законно и справедливо тогда запрещен в священнослужении Синодом под председательством рукоположившего его некогда митрополита Антония Мегарского, а когда не подчинился прещению, согласно канонам, лишен ими священного сана.

К этому времени нелепость и вред разделений среди истинно-православных Греции, вызванных незначительными и однозначно поддающимися уврачеванию человеческими причинами, стали очевидны для всех сторон конфликта. Поэтому все группы архиереев, обособившиеся за минувшее время, признали необходимым преодолеть "средостение вражды" между собой и объединиться на основе совместного исповедания "Омологии 1935 года". И вот 4/17 января 1985 года долгожданное единство православных было достигнуто, и все стороны пришли к соглашению, что им надлежит, во-первых, взаимно признать действительность всех епископских посвящений за это время; во-вторых, отменить прещения, которым они подвергли друг друга; и в-третьих, снять все обвинения, которые были предъявлены друг другу. Единый Синод ИПЦ Греции, состоящий с того момента из 17 епископов, включал: Архиепископа Авксентия, митрополитов: Геронтия Пирейского, Каллиника Фтиотидского и Фавмакского, Антония Мегарского, Максима Диметриадского, Каллиника Коринфского, Матфея Инойского, Германа Эолийского, Каллиопия Пентапольского, Каллиника Додеканисского, Евфимия Солунского, Афанасия Ларисского, Стефана Хиосского, Максима Кефалинийского, Афанасия Ахарнского, Герасима Фивского и Иустина Эврипского.

И только два епископа сознательно и идейно отказались от предложенного единства еще до его осуществления. Ими были Киприан Оропосский и его сателлит Иоанн Сардинский. Своим отказом от исповедания единой "Омологии" истинно-православных Греции они, лучше всяких внешних прещений и лишений сана, доказали неканоничность своего существования и недействительность собственного "епископства".

В качестве некоего ответа православным митрополит Киприан Оропосский тотчас объявил о создании собственного Синода, который он, пользуясь терминологией своих "Тезисов", назвал "Синодом Противостоящих", и сам назначил себя его Председателем. Естественно, оставшись в этом Синоде вдвоем, Киприан и Иоанн оказались в весьма нестабильном (особенно с экономической стороны) положении, и, пользуясь "брендом" ИПЦ, широко открыли двери в свой Синод для всех желающих, как из старостильной, так и из новостильной Церквей. В их сообщество переметнулись все, по разным причинам недовольные своим руководством клирики, запрещенные своими епископами в служении, а то и лишенные сана за канонические преступления. Год спустя митрополит Миланский Евлогий (Хесслер) присоединился к Киприану и совместно с ним совершил епископские хиротонии Хризостома (Гонзалес) Этнийского и многоженца Нифона (Кигунгу) Найробского, от которых в дальнейшем и пошла вся нынешняя иерархия "киприанитов".

Когда же в 1986 году новым председателем Синода ИПЦ Греции стал Архиепископ Хризостом (Киусис), то этот объединенный Синод, видя нераскаянность Киприана Оропосского, особым деянием в феврале месяце еще раз декларировал лишение его и членов его Синода духовного сана за создание ими еретического учения о Церкви, оправдывающего практику допущения к причастию новостильников ("ибо он без проницательности преподает Святые Таинства нашей Церкви модернистам, раскольникам и экуменистам-новостильникам"), и за проповедь им ложного учения о наличии у новостильников благодатных Таинств ("потому что он отпал от Православной веры, и принял ложную и нечестивую веру экуменистов, именно ту, что схизматики-новостильники по-прежнему принадлежат к Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, которая является единственной сокровищницей и подательницей благодати"). Причем, в число этих 13 иерархов, которые окончательно низложили и отлучили от Церкви Киприана Оропосского, входил и митрополит Антоний Мегарский, который в свое время с митрополитом Каллистом совершил над Киприаном архиерейскую хиротонию. Свою подпись под синодальным Указом о низложении и отлучении Киприана митрополит Антоний сопроводил специальной оговоркой, что он "полностью согласен и подтверждает это согласие особой подписью". Круг замкнулся...

Таким образом, из этого исторического экскурса мы ясно видим, что: 1. митрополит Киприан Оропосский до окончательного лишения его сана объединенным Синодом ИПЦ Греции в 1986 году как минимум дважды подвергался запрещению от своей канонической власти - сначала от Синода Архиепископа Афинского Авксентия (в 1977 году), а затем от Синода митрополита Антония Мегарского (в 1984 году). В то же время митрополит Киприан дважды учинил раскол со своей высшей церковной властью, не имея на то абсолютно никаких ни канонических, ни догматических оснований, а потому, согласно каноническим нормам Православной Церкви, сам лишил себя права священнодействия и не может являться законным преемником или последователем ни одного из бывших прежде него объединений истинно-православных иерархов Греции.

2. Такое противление митрополита Киприана канонической власти Церкви было во всех случаях однозначно вызвано стремлением его защитить и навязать в качестве вероучения Церкви Истинно-Православных Христиан Греции свое официально и многократно проповеданное лжеучение о границах Церкви.

И именно с этим-то и связан сегодняшний парадокс. Синод ИПЦ Греции, позиционирующий себя как правопреемник "авксентьевского" и "хризостомовского" Синодов, разделяющий их экклесиологию и принятые ими канонические постановления, вдруг по непонятным причинам одновременно отступает и от того, и от другого. При этом делая вид, что так всегда было. Искренне не понимаю. Я всегда с глубоким уважением относился к личности покойного Архиепископа Хризостома II (Киусиса), признавал его несомненные заслуги в деле борьбы истинно-православных христиан Греции, хоть и допускал он явные и нелепые ошибки, приведшие в итоге к разделению с частью иерархов. Но в деле митрополита Киприана (Куцумбаса) его ведь поддержали абсолютно все иерархи. Их мнение было единодушным. Да, насколько мне известно, и все клирики киприановского поставления с тех пор принимались в общение ИПЦ Греции исключительно через хиротесию.

Что же изменилось? Неужели за прошедшие тридцать лет отсутствовавшая апостольская преемственность в вере и благодати неведомым образом вернулась к тем, у кого ее не было? Или духовные наследники митрополита Киприана покаялись в его учении и отреклись от него? Нет! Из распространенного письма (от 16.02.2014 ст.ст)  митрополита Хризостома (Гонзалеса) Этнийского (главы "киприанитов" в США) выходит, что осуждать экклесиологическое учение Киприана (Куцумбаса) или каяться в его исповедании никто не будет. Оно деликатно именуется "теологуменом". И особо отмечается, что "ничто из духовного наследия митрополита Киприана не будет отметено или забыто". Но ведь, как мы видели, именно этот "теологумен" стал причиной отделения "Синода Противостоящих" от истинно-православных Греции и непосредственным поводом для принятия каноничным Синодом ИПЦ Греции в 1986 году решения об отсутствии апостольской переемственности у иерархии митрополита Киприана. Зачем же лукавить?

Да и экклесиологическое учение Болгарского епископа Фотия (Сиромахова) Триадицкого, ставшее фундаментом свершившегося объединения, есть прекрасный пример неопределенности и сознательной недоговоренности, при которой обеим сторонам остается слишком много места для маневров и двоедушия. Но допустимо ли такое двоедушие в области догматов? А как теперь быть с церковным сообществом митрополита Агафагела (Пашковского), для которого по-прежнему рекомый "теологумен" митрополита Киприана остается официальным догматическим учением, т.к. был исповедан единой РПЦЗ таковым на Соборе в 1994 году.

Почему же тогда при нынешнем сослужении епископы "Синода Противостоящих" принимаются в сущем сане, а перешедшие из "ламийского" и "бостонского" Синодов епископы Амвросий (Никифоридис) Филиппский и Димитрий (Кириаку) Карслайский принимались не так давно через покаяние и хиротесию? Обрелись новые, неизвестные ранее каноны? Или досточтимый и уважаемый владыка Каллиник просто всегда памятовал, что и он некогда был неканонично рукоположен вместе с Киприаном?

Наверное, я просто не знаю лежащих на поверхности объяснений таких метаморфоз..

Так простите меня и дайте объяснения.

А, может быть, просто время на дворе такое - эпоха беспринципности?

Священник Александр Павпертов,

для "Портала-Credo.Ru"

Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"!

Денежным переводом:

Или с помощью "Яндекс-денег":


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования