Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Эпоха беспринципности. К первому сослужению «хризостомовцев» и «киприанитов». Часть 1


Время, в котором мы живем, богато парадоксами.

Российская Федерация устраивает интервенцию на земле независимой Украины и аннексирует часть ее территории, а Германия требует прекратить войну. Истинно-православные епископы в открытую хиппуют и получают сомнительную известность завсегдатаев рок-концертов и героев фото-сессий в стиле «Вудсток», а бывший неформал-хиппи Казя-Базя (Кирилл Фролов) становится яростным защитником традиционных консервативных ценностей и протестует против панк-группы «Pussy Riot». Бывший диссидент-антисоветчик, а ныне епископ РПЦЗ(В-В) Мартин (Лапковский), молясь на Богослужениях об «избавлении от горького мучительства безбожныя власти и возставлении престола Православных Царей», громогласно одобряет путинскую политику тотальной советизации внутри России и его агрессию в Крыму. А верный сподвижник Лапковского, коммунист-парторг, а ныне — священник все той же РПЦЗ Валерий Рожнов, потративший немало сил и средств на завешивание ряда русских городов билбордами с изображением Государя-мученика Николая и подписью: «Прости меня, мой Государь!», — ничтоже сумняшеся, изрекает теперь везде в адрес В.В. Путина, грязно оскорбившего и похулившего имя того царственного мученика во время известной пресс-конференции, верноподданническую поддержку и заявляет, что «обнаружил у Путина искреннее стремление служить народу так, как он это себе представляет в меру своих сил и возможностей».

В ряду этих странных метаморфоз находится и сегодняшнее событие, которое полностью меняет расстановку сил, да и вообще модус дальнейшего развития в христианском сообществе, называющем себя Истинно-Православной Церковью.

Речь идет о уже состоявшемся и сегодня литургически подтвержденном объединении наиболее крупного и известного в мире старостильного Синода под председательством Архиепископа Афинского Каллиника (Сарандопулоса) (т.н. «хризостомовцы») и целого конгломерата Церквей, обязанных своему происхождению покойному митрополиту Филийскому и Оропосскому Киприану (Куцумбасу) (т.н. «киприаниты»). С хризостомовцами сегодня объединились и непосредственно киприановский «Синод Противостоящих», и Болгарская Старостильная Церковь митрополита Фотия (Сиромахова), и Румынская Старостильная Церковь митрополита Власия (Могырзану), и даже один из т.н. «осколков РПЦЗ» в лице небольшого сообщества под омофором митрополита Агафангела (Пашковского), для которого «киприаниты» в 2007 году восстановили иерархию.

То, о чем совсем недавно лишь можно было предполагать, действительно свершилось. Сегодня сформировалась коалиция официальных и легальных (т.е. имеющих государственную регистрацию) сообществ, закрепивших за собой бренд «Истинно-Православных Церквей», которые теперь уже можно с полным правом назвать Церквями-дублерами новостильных официальных Церквей Греции, Румынии, Болгарии и обеих Америк. В дополнение к True Orthodoxy и World Orthodoxy на арену христианской жизни выходит Alternative Orthodoxy, которое теперь прочно займет место моста-связки между первыми двумя, и будет на них паразитировать. Создано оно по классической схеме: одна сторона немного и почти незаметно для своих последователей отступает от правды и благочестия, а вторая также немного и уж совсем завуалировано отходит от части своих неправд. Где-то на середине встречаются.

Всеобщая радость, фанфары, туш!!! А то, что Православие незаметно подменяется при этом традиционализмом, уже не важно. Равно как и то, что догматы становятся на этом объединительном пути просто никому не нужны. Как замечательно объяснил в своем письме «киприанитский» митрополит Хризостом (Гонзалес) Этнийский, все это нужно для того, чтобы «выгоду от заключенного союза получили, прежде всего греческие традиционалисты, пребывающие в новостильной Церкви, которые таким образом найдут новые силы и будут непрестанно бороться с все возрастающим рвением, чтобы помочь просветить впадших среди них в ереси экуменизма, безразличного к вере модернизма и разрушающих традиции новшеств (Энциклика от 16.02.2014 ст.ст.)».

Можно спорить, являют ли эти сообщества собой «старостильных старообрядцев», как считает епископ Гдовский и Петроградский Григорий (Лурье), или нет. Но факт остается фактом.

Во-первых, для большинства из них поворотной точкой, после которой благочестие и вероучение в Поместных Церквях т.н. Мирового Православия (хотя лично я предпочитаю называть его православием обмирщенным) безвозвратно исказились, стал 1924 год (год начала перехода на новый стиль). Все беззакония и искажения православных вероучения и канонов, которые копились столетиями, и в итоге, оказавшись неосознанными и, соответственно, нераскаянными, покрываются ими «икономией», а логичное следствие все тех же нарушений после 1924 года жестко обличаются с позиций «акривии». Соответственно, с точки зрения оформившегося сегодня сообщества все постановления церковной власти до 1924 года — священны и непререкаемы, а все противоречия между ними — кажущиеся, и являются лишь плодом прельщения горделивого ума критиков. А для восстановления Истинного Православия достаточно механически вернуться к нормам церковной жизни, которые существовали до этого Рубикона. И будет всем счастье...

И, во-вторых, при таком подходе, когда вместо внятной экклесиологии явно пропагандируется простой, как солдатская портянка, принцип «выключателя благодати» (у одних автоматического, а у других — пост-соборного, но сути дела это не меняет), до «поворота» которого не может быть никакой определенности в области учения о границах Церкви, — тогда действительно, очень легко приобретать сторонников в среде консервативно настроенных традиционалистов из World Orthodoxy.

Есть еще, конечно, и «теневая» составляющая такого союза. Любой проект, стремящийся легализировать Истинное Православие и сделать его «респектабельным» в глазах современного толерантного общества — есть, по определению, проект экономический. Попросту говоря, любая легальная альтернатива официальному православию всегда будет негласно «черной кассой» и экономическим офф-шором. Как об этом зло, но верно сказал все тот же епископ Григорий (Лурье), только экономический подход позволяет увидеть, что греческие Синоды раскалываются и объединяются там и тогда, где и когда соответствующие части иерархии добиваются (или хотят добиться в будущем) контроля над сопоставимыми материальными ресурсами. А уж если в существовании такого объединения заинтересовано государство (ведь идея о создании в Греции второй государсвенной Церкви, которая после переходного периода, на правах сохранения старого стиля соединится с официальной Архиепископией, навязывалась уже при жизни Архиепископа Хризостома II), то и подавно...

Но наша речь пойдет сегодня совсем о другом. А именно о том, как легко во время, столь богатое, как мы в начале статьи видели, на метаморфозы, не заметить, как изменил своим былым принципам и убеждениям. А именно такую измену сегодня, к сожалению, совершил Синод Истинно-Православной Церкви Греции.

Для того чтобы понять, в чем состоит эта измена своим былым догматическим и каноническим суждениям, нам придется совершить небольшое путешествие в историю старостильного движения в Греции. Далеко забираться не станем. Остановимся на событиях 70-80-х годов.

В 1960-62 гг. для греческих старостильников, остававшихся после смерти митрополита Флоринского Хризостома (Кавуридиса) без епископов, архиереями РПЦЗ было рукоположено несколько епископов, которые и образовали Синод ИПЦ Греции под председательством сначала архиепископа Акакия (Папаса), а по его смерти в 1963 г. архиепископа Авксентия (Пастраса). В 1969 г. Архиерейский Синод РПЦЗ официально признал каноничность этих рукоположений, и окончательно установил с ИПЦ Греции молитвенно-евхаристическое общение.

5 июля 1974 года, в специальной Энциклике Синод Истинно-Православной Церкви Греции под председательством Афинского Архиепископа Авксентия (Пастраса) в согласии с традиционным Исповеданием веры 1935 года, вновь декларировал, что новостильники и экуменисты являются схизматиками, их Таинства безблагодатны и они должны быть принимаемы в Православную Церковь через миропомазание. К тому времени у Синода архиепископа Авксентия, к которому принадлежало большинство истинно-православных христиан в Греции, было десять епископов, 123 церкви, тридцать девять монастырей, несколько благотворительных организаций, а также многочисленные периодические издания.

Однако официальное подтверждение четкой православной экклисиологической позиции Архиепископом Авксентием было неоднозначно воспринято епископами его Синода. Первым ее оспорил экуменист митрополит Асторийский Петр (Астифидис), который открыто отказался подписать Энциклику, разорвал по этой причине общение с Синодом и был за это удален из Синода и смещен с должности Экзарха Америки. В том же 1974 году вслед за ним перестали посещать заседания Синода и сослужить с Архиепископом митрополиты Диавлейский Акакий (Папас-младший), Солунский Хризостом (Киусис) и Кикладский Гавриил (Каламисакис), обвиняя архиеп. Авксентия в рукоположениях недостойных людей. Однако фактической причиной отделения было их несогласие с экклесиологией Авксентия, лишь авторитету которого они при подписании ими Энциклики 1974 года подчинились, продолжая на деле исповедовать гораздо более мягкие взгляды на новостильников и экуменистов.

В начале 1977 года из-за своего несогласия с православной экклесиологией Синод покинула большая группа духовенства во главе которых стоял популярный в новостильной Греции духовник, активно практикующий в основанном им в пригороде Афин (Фили, Аттика) монастыре святых Киприана и Иустины т.н. «отчитки от злых духов» и прочее целительство архимандрит Киприан (Куцумбас). Архимандрит Киприан был до этого активным новостильным священником, который лишь в 1969 году присоединился к священной борьбе истинно-православных Греции, и сохранил в душе своей экуменический яд своего рукоположения там.

Озвучить истинную причину своего отложения, как взаимопротиворечие исповедуемых им и Истинно-Православной Церковью догматов, архимандрит Киприан тогда еще не решался, поэтому поводом для отделения он провозгласил «всеобщее недовольство рукоположением Архиепископом Авксентием недостойных лиц». Сам отец Киприан (Куцумбас) и пошедшие за ним клирики за это были в первый раз подвергнуты запрещению в священнослужении со стороны Синода ИПЦ Греции. Через некоторое время, впрочем, Киприан опять присоединился к епископам, вновь вошедшим в Синод ИПЦ Греции, однако, как мы ниже увидим, его покаяние было притворным, а экклесиология осталась неизменной (что всегда подтверждала практика безоговорочного допущения в этом монастыре новостильников и экуменистов к Таинствам). В дальнейших событиях как нельзя четко проявились характерные черты характера митрополита Киприана, который ради отстаивания своих амбиций и ложных убеждений никогда не останавливался ни перед какими сторонними жертвами. Но теперь он старался действовать более осторожно, и вместо того чтобы менять вероисповедание существующего Синода истинно-православных, стал исподволь готовить для себя возможность создать новый Синод, который бы официально исповедал уже его собственные взгляды в области учения о границах Церкви.

Вскоре ему это и удалось осуществить.

Как известно, в том же 1977 году «матфеевский» митрополит Коринфский Каллист (Макрис), недовольный произошедшим разрывом «матфеевцев» с РПЦЗ, разорвал общение со своим Синодом и присоединился к «хризостомовскому» Синоду ИПЦ Греции. Это был, по словам будущего «киприанитского» епископа Амвросия Мефонского, «человек личной и несомненно великой праведности, но крайне экстремистских взглядов», что и сделало его невольным исполнителем планов Киприана.

Мало-помалу архимандрит Киприан смог подчинить себе достаточно бесхитростного в общении и доверчивого митрополита Каллиста и постепенно взрастил в том идею «очистить Синод» от мнимых беззаконий Авксентия через обновление Синода рукоположением новых епископов. К осуществлению этих планов присоединился и митрополит Мегарский и Аттический Антоний (Фанассис).

В начале января 1979 года митрополиты Каллист и Антоний в качестве обновления состава Синода предложили Архиепископу Авксентию рукоположить несколько новых архиереев, на что получили, «его молчаливое согласие и поощрение» (Bishop Ambrose. The Old Calender Greek Church: A Brief History. The Old Calender Church of Greece. Etna. California. 1995, p. 35.). Однако, уже к концу месяца, подстрекаемые Киприаном, они стали открыто осуждать деятельность Архиепископа по причинам спровоцированного им якобы разрыва общения с РПЦЗ после рукоположения Синодом ИПЦ Греции в епископы Акакия (Дускоса), бывшего иподиакона Канадского и Монреальского архиепископа РПЦЗ Виталия (Устинова), да еще и с одноименным титулом.

Еще одним обвинением в адрес Архиепископа Авксентия стал случай принятия под омофор ИПЦ Греции бывшего португальского священника РПЦЗ Гавриила Роша. Авксентий принял его без всякого канонического отпуска, повторно крестил и повторно рукоположил во священника, а затем хиротонисал в епископа Лиссабоннского. Кроме того, хоть и достаточно справедливо, этими иерархами на вид Архиепископу ставилось чересчур снисходительное его отношение к игумении монастыря в Козаннах Магдалине, которая посвятила свою жизнь борьбе не со страстями, а с почитанием во святых Святителя Нектария Пентапольского.

В феврале того же года, без каких-либо официальных санкций Синода или самого Архиепископа Авксентия, ими неожиданно и тайно для всех с 1 (14) по 10 (23) февраля в киприановском монастыре Киприана и Иустины в Фили (Аттика) были рукоположены во епископы восемь архимандритов. В порядке посвящения ими были: Киприан (Куцубас) Филийский и Оропосский, Максим (Цицибакос) Магнезийский, Каллиник (Сарандопулос) Ахайский, Матфей (Панчес) Инойский, Герман (Афанасиу) Эолийский, Каллиопий (Яннакопулос) Пентапольский, Меркурий (Калоскамис) Киносский и Каллиник (Карафилакис) 12-ти островов (Додеканисский). Хотя за хиротониями и поминалось имя Архиепископа Авксентия, но самому ему Антоний с Каллистом не сообщили о своих намерениях. Только 14 (27) февраля они позвонили Авксентию и попросили его одобрения своих действий. «Каллистовцы» утверждали, что это было только «временным и излечимым отклонением от канонического порядка», целью которого была очистка Церкви от нравственных пороков, особенно с тех пор как по их словам, «до священства были возвышены люди недостойные и неспособные».

Однако, один из новорукоположенных епископов, Каллиник Додеканисский утверждал, что все это рискованное предприятие было изначально спланировано его собственным духовным отцом (и духовником большинства новопоставленных), архимандритом Киприаном (Куцумбасом), — без ведома Авксентия. Митрополит Каллиник пишет: «Я был срочно вызван в Афины, не зная ничего о происходящем, и, к своему большому удивлению, услышал от своего старца (геронды) Киприана указание приготовиться к посвящению в епископы за всенощным бдением, которое должно было начаться в скором времени. На соответствующий вопрос, почему он сам (о. Киприан) или тот, или другой иеромонах (я упоминал несколько имен) не могут быть рукоположены, я узнал, что о. Киприан, так же, как и другие упомянутые мной иеромонахи уже были рукоположены и что Архиепископ Авксентий знал об этих посвящениях. Однако, уже после хиротонии, когда все епископы находились в ризнице, Киприан сказал одному из них: «Как мы теперь будем объяснять все это Архиепископу?».

Автор приведенных воспоминаний, разоблачаясь после Богослужения, случайно подслушал их разговор, и понял, что его духовный отец ему солгал и что все это предприятие было спровоцированно Киприаном, обольстившим Каллиста и Антония уверением в полученном разрешении Авксентия на хиротонии. (Епископ Григорий Денверский, личное свидетельство митрополита Каллиста Коринфского на: [email protected], 31/07/02 в: Мосс В. Истинно-православные Греции. 1970-2000.)

«Хризостомовский» Синод, естественно, не утвердил этих хиротоний, и все новорукоположенные полным списком были подвергнуты извержению из священного сана и отлучению (Постановления Синода от 14.02.1979 г. и 27.02.1979 г.).

Тогда «каллистовцы» издали Энциклику от 14 / 27 февраля 1979 года, согласно которой преобразовывали основанную раннее (в 1961 году) архимандритом Каллиопием (Яннакопулосом) «Религиозную организацию «Греческая Церковь Истинно-Православных Христиан»») в новый, одноименный Синод, и в свою очередь низложили Архиепископа Авксентия.

(окончание следует)

Священник Александр Павпертов,
для "Портала-Credo.Ru" 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования