Идут первые дни Великого поста, и воцерковленные россияне и украинцы, как это и принято в наших национально-церковных традициях, стараются проводить эти дни в строгом воздержании и особо продолжительных покаянных молитвах. По идее, строгое воздержание должно распространяться не только на пищу и питие – это лишь внешнее подспорье. Прежде всего, его жертвой должны стать злые помыслы, страсти, обиды, искушения – все то, что на современном языке назвали бы негативной информацией и – особенно – ее негативным восприятием. Однако политические бесы устроили так, что даже на самых строгих постников именно в эти, первые дни Великого поста нынешнего года обрушился небывалый поток негативной информации. Да что там "информации"! Обрушилось такое, что, используя привычный в устах нынешнего главы РПЦ МП термин, уничтожает самый "культурный код Святой Руси". А как иначе? Этот код, насколько мы помним, состоит в том, что православная вера является основой нашей национальной самобытности и государственности. И российской, и украинской – в равной степени. Возрождая эту основу, священники Московского патриархата, по благословению своего начальства, активно шли в войска, проповедуя там некую смесь христианства и земного (языческого?) патриотизма, а главное – призывая, не колеблясь, отдавать свои жизни за Родину. Так священники Московского патриархата поступали и поступают и в российской, и в украинской армии. Теперь православный президент Владимир Путин, которого мы периодически видим молящимся и даже участвующим в церковных таинствах, просит санкции Совета Федерации РФ на, по сути, военное вторжение на территорию Украины. В ответ Украина, сколь немощной ни была бы ее армия, вынуждена защищаться. Правда, все говорят, что до "горячей" войны не дойдет – не должно дойти, - но оцените всю деликатность пастырской миссии священников одного и того же Московского патриархата в "христолюбивых" частях по разные стороны российско-украинского фронта! Несколько сюрреалистически выглядят на соседних полосах большинства газет в эти дни обсуждение нюансов постной диеты и подсчет потерь, которые уже принесла украинская революция и которые имеет принести российско-украинский вооруженный конфликт. Мы что же, должны в эти дни молиться о победоносном российском оружии, освященном батюшками, которое будет убивать украинских солдат, благословенных теми же батюшками, и при этом – в перерывах между этой странной молитвой – благоговейно вкушать черный сухарик, простую воду и "немного смокв"? Простите, это уже даже не фарисейство, а какая-то религия антихриста! Коль скоро действия политиков в первые дни Великого поста довели до того, что вот-вот может политься российская и украинская кровь, то не должен ли в таких условиях пост быть сосредоточен на том, чтобы эта кровь не полилась? Не должно ли пастырям с каноном Андрея Критского в руках выйти на боевые позиции, в приграничье, и там молиться и служить, насколько возможно, разводя православных бойцов, разглядывающих друг друга в оптические прицелы? Не на этот ли случай вдоль российско-украинской границы было возрождено и заново построено сотни храмов? Кстати, на киевском Майдане и в Севастополе такая тактика себя хорошо зарекомендовала и помогла избежать какого-то количества жертв. Но ведь что-то подсказывает большинству из нас, что Церковь Московского патриархата – ни Русская, ни Украинская – никак не смогут повлиять на эту братоубийственную войну. Это "что-то" – опыт последних десятилетий, имеющий мощное теоретическое обоснование, известное в определенных кругах как "сергианство". Идеология тотального церковного приспособленчества задумана и составлена так, что именно в самый критический, острый момент общественной жизни Церковь, руководимая такой идеологией, оказывается беспомощна. Она никого не ведет за собой, а едва поспевает вслед за политической толпой. Из свежих иллюстраций такого "сергианского" поведения – взаимоотношения УПЦ МП и Януковича. Еще несколько дней назад свергнутый правитель считал эту Церковь своей, осыпал ее благами и преференциями, а она в ответ – устами наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебидя) – сравнивала Януковича со Христом, а его свержение – с голгофским распятием. Теперь, правда, мы пока не слышим Павла (Лебидя), но слышим припасенного для таких случаев не менее высокопоставленного иерарха УПЦ МП – Александра (Драбинко), - который предлагает своей Церкви не спешить с отлучением Януковича. В "сергианстве" так: твой церковный статус зависит от твоего общественно-политического положения, а прописанным в Уставе Московского патриархата "долгом печалования" - в частности, за горе-политиков, оказавшихся в положении Януковича, - этот патриархат пока ни разу не воспользовался. Но сложнее всего положение Патриарха Кирилла (Гундяева) – всея Великия, Малыя и Белыя Руси, собирателя "Русского мира". Стоило ли ему столько лет этот мир собирать, чтобы сегодня две основных его части стояли на грани настоящей войны? И это уже не шуточки, типа благословений российских олимпийских сборных, которые после этого проигрывали. Именно Патриарх Кирилл позиционировал себя в качестве уникального в современном мире деятеля, стоящего поверх российско-украинской (и некоторых других) границ, одинаково близкого как своей российской, так и украинской пастве (которой, кстати, чисто статистически почти столько же, сколько и российской). При этом престол его располагается все-таки в Москве, где Патриарх несколько неосмотрительно (никто от него в такой степени этого не требовал) впал в чрезмерную лояльность московскому политическому режиму. В его собственной персоне возникает жесточайший конфликт интересов, который, одновременно, несет миру очевидный ответ на не вполне понятный ранее вопрос об украинской автокефалии. Если Украина и Россия настолько состоявшиеся государства, что могут друг с другом воевать, или, по крайней мере, принимать соответствующие политические решения, то у них не может быть одной Поместной Церкви. В случае российско-грузинской войны все было понятно: главы автокефальных православных Церквей обеих стран благословляли свои армии, но при этом прилагали миротворческие усилия. Теперь Кирилл, который как бы в равной степени Патриарх России и Украины, должен так же благословить обе армии, чтобы получить право на миротворчество? Ведь если ты благословляешь только одну армию, в твое миротворчество никто не поверит. Священнослужители РПЦ МП рангом пониже Патриарха открыто говорят, что Украина как единое целое не сохранится, ее границы должны измениться в пользу России. Не будем оценивать, насколько это возможно в современных геополитических условиях. Но отдают ли себе эти клирики отчет в том, что любое изменение границ означает автоматическое решение вопроса об украинской автокефалии? Патриарху, открыто поддержавшему в войне одну сторону, другая сторона подчиняться уже не сможет, при всей ее благонамеренности. Ксения Дорошенко, для "Портала-Credo.Ru" Пожалуйста, поддержите "Портал-Credo.Ru"! Денежным переводом: Или с помощью "Яндекс-денег": |