Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Антиохийский катарсис. Всеправославный Собор, созываемый Вселенским Патриархом, может пройти не только без РПЦ МП, но и без Антиохийского патриархата. Особенно если продолжится война в Сирии


Спровоцированный в Катаре инцидент между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами по очередному дележу "канонических территорий" в марте 2013 года дал понять христианам всего мира, что Всеправославного Собора они не дождутся! Мало того, для его срыва в ход пойдет наиболее циничная форма дипломатии – церковно-политический шантаж. А желание назначить Собор на 2015 год – одно из проявлений лицемерия.

Период подготовки Всеправославного Собора (иногда его называют эсхатологически – "Восьмым Вселенским") за последние годы превратился в неприглядный спор на тему длины креста или панагии между предстоятелями Московской и Вселенской патриархий.

"Мы русские и с нами Бог!" - такую безосновательную и трудноопровергаемую стратегию выдвинул Патриарх Кирилл (Гундяев), указывая на все еще гигантскую и пугающую своей пустотой карту России. "Мы шапками закидаем, вернее - митрами!" - пытается перегнать количество в качество Патриарх РФ, создавая новые епархии путем простого деления.

"Пусть нас мало, но мы греки!" - такой недвусмысленный лозунг послал в мир Патриарх Варфоломей. Общеизвестно, что греческая лукавая хитрость, воспетая преподобным Нестором Летописцем, уходит своими корнями в героические подвиги славных эллинов, и от того, что греков по миру мало – остальным не проще.

Амбициозная борьба за мировое православное господство обострилась, когда договоренности предсоборных совещаний, проводящихся еще с 1960-х гг., уже стала приходить к консенсусу по многим вопросам – то есть буквально за последние пару лет. Две церковно-политические машины, уже давно утерявшие пыл миссионерства, невзирая на чувства верующих, принялись делить реальное мировое пространство.

Не будем забывать, что греческое влияние – это, помимо собственно Вселенскогопатриархата, еще и Элладская Церковь, Александрийский и Иерусалимский патриархаты, Кипрская архиепископия, архиепископия Северной Америки и многие другие церковные структуры, либо ведущие апостольскую преемственность ссамого ее истока, либо, что весьма немаловажно, нарастившие финансовую устойчивость в последующее время.

РПЦ МП прямолинейно отождествляет себя с одним государством - Россией - и на этом основании умудряется пользоваться благами его режимного строя, наращивая материальный капитал в иностранных банках. Братскими для РПЦ МП традиционно считаются балканские патриархаты с традиционно нищей паствой. Однако и они так или иначе перешли в орбиту влияния вселенского Фанара.

Поэтому в качестве церковной опоры на Востоке русские еще несколько столетий назад придумали себе дружбу с древним Антиохийским патриархатом, внимательно приглядывая за тем, чтобы его предстоятелем всегда был избираем араб и ни в коем случае не грек. Антиохийский патриархат ведет отчет своей истории от 37 года, у его истоков апостол Павел и рождение слова "христианство". Антиохия – это голос, в котором звучал Божественный дух, это серьезный вес в христианской парадигме.

И русские умудрились сделать Антиохию своим традиционным государственным путем на Ближний Восток через церковные врата. В ответ на использование "бренда" канонические антиохийские территории, то есть страны Персидского залива, находят поддержку государства Российского (так же как и, в свое время, советского) в виде финансовой и военной помощи.

Отом, на сколько глубоки связи России и Антиохии, говорит тот факт, что первый митрополит Киевский Михаил был родом из Сирии и являлся учеником 95-го Антиохийского Патриарха Иоанна. Во второй половине XVII века знаменитый Патриарх Макарий (араб) объехал всю территорию России и был торжественно принят при дворе, сыграв некоторую роль в русском Расколе. В 1848 году посланец Антиохийского Патриарха Мефодия митрополит Илиопольский Неофит получил из царской казны денежное вспоможение на строительство духовного училища, типографии и восстановление храма в Дамаске, а сверх того было учреждено в Москве Антиохийское подворье и отпечатаны антиминсы с арабской вязью.

В праздновании 300-летия Дома Романовых (1913 год) участвовал Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Григорий, рукоположивший будущего Патриарха РПЦ МП Алексия (Симанского). На просимые им 50 тысяч золотых рублей Григорий получил отказ, но увез с собой 60 фунтов святого Мира. Весьма скоро Григорий IV поддержит Святейшего Тихона, признав его власть "истинно законной высшей церковной всероссийской", в отличии от Вселенского Патриарха, который признал обновленческое движение как истинную Русскую Православную Церковь.

После Второй мировой войны заботу об Антиохийском патриархате взял на себя Советский Союз. В 1947 году дорогие подарки были переданы в Москве представителям Антиохийского патриархата. А в 1951 году Антиохийский Патриарх Александр III, отдыхая в российской здравнице, сделал заявление для мировой общественности о том, что хорошо бы было всему человечеству присоединиться к СССР в борьбе за мир во всем мире, а то вот Элладская архиепископия и Вселенский патриархат, поддерживаемые Вашингтоном, совершенно ничего для этого не делают. Ну, богатые подарки и антиминсы от советского правительства – это уже как положено.

Далее практически каждый год представители Антиохии приезжают в Москву и уже просто увозят подарки в конвертах – каждому члену делегации по три тысячи американских долларов.

А вот совсем недавнее сообщение - от 29 января 2014 года: "Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко встретилась с Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном Х. Приветствуя делегацию Антиохийского Патриархата, спикер СФ коснулась ситуации в Сирии, которую назвала исключительно тяжелой. "Мы за широкий и только мирный диалог между противоборствующими сторонами и категорически против иностранного вмешательства, - сказала спикер СФ. - Мирное разрешение конфликтной ситуации – это наша принципиальная позиция". По словам Валентины Матвиенко, исход христиан из стран региона стал бы цивилизационной катастрофой, которую нельзя допустить. В ответной речи Иоанн Х "поблагодарил Россию, а также Русскую Православную Церковь за гуманитарную помощь, которая продолжает поступать".

Пока представители Антиохийского патриархата на всех православных собраниях – Соборах, Ассамблеях, Конференциях и в иных структурах - имеют голос, шансы Вселенской патриархии на главенство по всем вопросам не очевидно. Арабские христиане не подконтрольны греческому влиянию – они могут поддержать русских или заявить собственное мнение, отличное от греческого.

Убрать арабов куда-нибудь на задворки "мирового православия" – первейшая греческая задача, убивающая двух православных зайцев: во-первых, получить численное превосходство в голосах во всех международных церковных структурах, и, во-вторых, ущемить русских, нападая на их многолетних друзей. Ну и, конечно, в очередной раз дать понять, что греческий крест краше не только русского, но и антиохийского.

Русские, естественно, болезненно воспримут оскорбление своих арабских братьев, и у них будет повод на Всеправославный Собор не приехать. И вообще ни на какие совместные конференции русские – ни одного раза не приедут, ни в Стамбул 9 марта, ни куда-либо еще. И в обозримом будущем на одно с греками поле не выйдут, что бы там ни предлагалось сделать. У нас хоть крест и поменьше, но позолота гуще.

У великой некогда Антиохии сегодня в рамках традиционной "канонической территории" остались только два небольших государства - Сирия и Ливан, которые между собой не всегда ладят. Места это неспокойные, породившие бесконечный поток эмиграции. И в Сирии нынче война – война нешуточная. Ее формы приняли особо жестокий характер, так как только наемников - алчных и полуграмотных - в эту мусульманскую в большинстве своем страну прибыло чуть ли не из 80 стран мира. И без того малое христианское население Сирии стало таять – кто вынужден принимать ислам под страхом смерти, кто бежать из страны. Конечно, здесь уж не до тонких вопросов канонической веры – люди спасают свои жизни, но нельзя не заметить, что поток христианских беженцев из Сирии значительной частью направлен в Турцию.

И, судя по всему, Вселенский патриархат, окормляющий турецкие территории, расширяется за счет антиохийских беженцев. И, возможно, даже ожидает полногоисхода православных из Сирии. Но для Фанара сейчас важен не столько приток верующих, сколько – ослабление, уменьшение Антиохийского патриархата, свещенноначалие которого мечется по миру, собирая и спасая свою паству от физического исчезновения.

Как убрать голоса антиохийских епископов из международных комиссий? Не похищать же! Для этого и была придумана "спецоперация" в Катаре. Несмотря на то, что в этом Катаре, на карте мира почти не различимом, православных насчитывается одна сотня человек, своей "канонической территорией" его считают сразу два патриархата - Иерусалимский и Антиохийский. Случай в истории не редкий, всегда ждущий своего конфликта.

Все было мирно, как вдруг 4 марта 2013 года Священный Синод Иерусалимской Православной Церкви назначил архимандрита Макария архиепископом Катарским. В ответ на это Патриарх Антиохийский Иоанн Х сделал протестное заявление, в котором говорится: "Данное решение наносит глубокую рану братским связям между Церквами Антиохии и Иерусалима. Это действие совершено в критический период, переживаемый Церквами на Ближнем Востоке, который угрожает самому существованию христиан в этом регионе".

А то ж они не знали, в Иерусалиме, что делают! Напомню, что Иерусалимский патриархат относится к греческому лобби и действует в согласии со Вселенским. Естественно, после всякого рода фиктивных попыток примирения произошел разрыв церковно-дипломатических отношений между братскими патриархатами Антиохии и Иерусалима. Вслед за этим антиохийцы в знак протеста вышли из составов всех православных Епископских Ассамблей, коих много в Европе и в Америке. Что и требовалось.

Можно предположить, что представители этих двух патриархатов, вступивших на тропу войны, и в дальнейшем не станут вместе сидеть в иных президиумах. Таким образом, сложился перевес греческих голосов в православных Епископских Ассамблеях.

Вот по такой схеме, по мнению греческого православного лобби, и должен функционировать Всеправославный Собор. Остальным просьба не беспокоиться.

Впрочем, попытки "насолить" грекам предпринимаются не только в Москве. Вот, например, Румынский патриархат из-за открытия своего подворья в Иерихоне перессорился с Иерусалимским патриархатом – тоже ведь прекрасно знали, что делают. Только что все церковные иерархи продемонстрировали свои позиции на примере интронизациинового Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава, не признанного Вселенской патриархией.

Теперь 9 марта в Стамбуле, когда Патриарх Варфоломей объявит о дате созыва Всеправославного Собора в 2015 году, окончательно станет понятно - кто с кем и против кого дружит в православном мире.

Светлана Вайс, Нью-Йорк,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования