Анализируя глобальные катастрофы, люди, которые в повседневной жизни редко открывают Священное Писание и не руководствуются его заповедями, внезапно вспоминают, что именно в нем "предсказаны раз и навсегда" все глобальные катастрофы. Интересно, что этот апокалиптический пафос, за редким исключением, не побуждает-таки к жизни по заповедям, однако внушает некий мистический ужас перед безличным и неумолимым "предопределением": "Все ведь заранее известно; от судьбы не уйдешь!" 15 лет назад только ленивый не говорил о том, что в 8-й главе Апокалипсиса упоминается "звезда Полынь", из-за которой "третья часть вод сделалась полынью", замечая, что полынь также называется Чернобылем. 9-ю главу Апокалипсиса вспомнили недавно, во время войны в Ираке: "Освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате", - чтобы "умертвить третью часть людей" (Ап., 9:14-15). Говорится в Апокалипсисе и о таинственной саранче, которой было сказано, чтобы она "не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому древу, а только одним людям" (Ап., 9:4). Не иначе, как речь идет о неведомой неизлечимой болезни типа СПИДа или таинственной атипичной пневмонии... Некоторые ученые считают, что подобные болезни возникают "сами собой". Так, Игорь Дрынов, заведующий лабораторией прогнозирования эпидемий российского НИИ эпидемиологии и микробиологии, заявил: "Не секрет, что в разных регионах юго-восточной Азии довольно часто возникают новые, еще неизвестные в мире формы вирусных инфекций, что объясняется практически не изменяющимся в течение года климатом". Более десятка ведущих бактериологических лабораторий мира параллельно занимаются поиском "противоядия" против атипичной пневмонии. По-своему ищут этого "противоядия" и религиозные организации. Но если католическая епархия Гонконга уповает на банальную гигиену, то канадские англикане призывают больше обращаться к мистической помощи – в частности, к таинству евхаристии. Православные пока занимают созерцательную позицию, хотя в Гонконге – в самом эпицентре нынешнего морового поветрия – находится кафедра митрополита Константинопольского патриархата. Такая позиция отчасти связана с тем, что православная традиция особо приучает своих последователей к "памяти смертной" - православный человек должен быть готов умереть в любой день, о чем ему постоянно напоминают богослужебные тексты и домашние молитвы. Однако, это не отменяет необходимости бороться с моровыми язвами духовными средствами. Древний подвижник – преподобный Иоанн -- сказал, что болезни бывают от нерадения и беспорядочности жизни, а бывает, что они посылаются от Бога в наказание и в назидание (Преп. Варсонуфия и Иоанна, вопрос 518), или в виде большей награды, вместо мучения мучеников (510). Он же сказал, что презирающие лекарства "достигли в меру веры, а не совершенства" (Вопрос 526). Его сомолитвенник, преп. Варсонуфий, оставил конкретную "инструкцию" для заболевших православных: "Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: "Во имя Господне вверяем себя врачам, да через них Бог подаст нам исцеление". А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь врачевание, не согрешишь; а когда не употребишь — не высокомудрствуй" (ответ 505). |