В тайных канцеляриях Ватикана разрабатывается новый формат зарубежных визитов Папы – транзитный. Известно, что католическая Церковь мыслит себя Вселенской, допуская существование других древних Церквей (например, православных) лишь в виде обособившихся поместных. Зримым символом "кафоличности" ("вселенскости") Вселенской Церкви являются, помимо прочего, Апостольские визиты во все стороны света. По мере планомерного и всеобщего вытеснения религии в сферу частной жизни граждан, происходящего практически во всех странах мира, на Земле остается совсем ничтожное число государств, которые не готовы пустить на свою территорию Папу. Наряду с несколькими исламскими монархиями, в число таких стран попала и Россия, перещеголяв в этом отношении даже коммунистическую Кубу. В нашей светской и постатеистической стране, где "практикующих" верующих – считанные проценты, власти бдительно стоят на страже "канонической территории" РПЦ МП – основной российской конфессии, юридический статус которой, впрочем, в России ничем не отличается от статуса возглавляемой Папой Римско-Католической Церкви. Российские законы и российская власти, таким образом, дозволяют Папе иметь в России свою паству, но вот встречаться с ней у нее дома не позволяют. Видимо, католиков в России так много, что подобные встречи могут привести к расшатыванию национальной государственности и последующему порабощению России Западом… Как бы то ни было, но упомянутый "транзитный формат" папских визитов, похоже, призван проторить путь в такие вот "непримиримые" страны. С подачи Ватикана в начале апреля по миру распространился слух, что в августе нынешнего года, по пути в Монголию, где католиков в тысячу раз меньше, чем в России, Иоанн Павел II сделает совсем короткую транзитную остановку в Казани только для того, чтобы вернуть РПЦ МП чудотворную Казанскую икону Божией Матери, которая сейчас находится в Папском дворце в Ватикане. Впрочем, никаких официальных сообщений об этом визите пока не поступало и, уж тем более, о нем ни разу не говорил сам Папа. Известно лишь одно: Папа рано или поздно отправится в Монголию, а каким маршрутом – еще не решили. Очевидно, что католическая сторона только зондирует почву и окончательного решения о "транзитном" визите Папы через Россию еще не приняла. Однако, для зондирования почвы выбрано весьма эффективное средство – одна из самых почитаемых на Руси чудотворных икон Божией Матери. При том, что подлинники таких икон, как Владимирская, Тихвинская, Смоленская или Курская-Коренная, недоступны православным в России, о возвращении Русской Церкви Казанской иконы мечтают тысячи православных. Отказ ради туманных соображений высшей церковной дипломатии от зримой и столь почитаемой святыни не поймут и осудят церковные "низы". Поэтому отказаться от папского "дара" церковному руководству будет очень непросто. Кроме того, посещение Казани – это не визит в Москву. Действительно, как многократно подчеркивали церковные и светские власти России, Москву Папа может посетить лишь с согласия Патриарха Московского и всея Руси как Епископа столицы. Но Патриарх Алексий II не является епископом Казани, где его имя возносится в местных православных храмах лишь как имя "первого среди равных" архиереев России. Светские власти, в случае с Казанью, тоже не смогут оказать РПЦ МП столь же энергичной дипломатической поддержки, как в случае в Москвой: постоянное акцентирование того факта, что Казань является "неотъемлемой частью канонической территории Русской Церкви", а посему визит Папы туда должен быть согласован с русским священноначалием, неизбежно подхлестнет волну националистических и сепаратистских настроений. У носителей татарстанской государственности ведь есть свое "священноначалие" -- Духовное управление мусульман Татарстана, -- которое было бы счастливо видеть Папу своим гостем. А Татарстан, между прочим, славится своим "тлеющим сепаратизмом", который лучше не провоцировать и не вынуждать к переходу в активную фазу. В общем, надо отдать должное расчетливости ватиканских дипломатов и пиарщиков. Противодействие папскому визиту в Казань сталкивает лбами церковное руководство с массой рядового духовенства и мирян, татарских сепаратистов – с федеральным центром, светских политических лидеров – со священноначалием, православно-патриотические организации – друг с другом. В такой ситуации несложно допустить, что в Кремле справедливо решат: "дешевле" допустить Папе сделать остановку на пару часов в Казани (самолету-то до Улан-Батора все равно надо где-то заправляться), чем годами потом распутывать религиозные, национальные и политические противоречия, вызванные запретом ватиканской авиации на пролет через "каноническую территорию" воздушного пространства России. |