Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Свет с Востока


Недавние громкие события в связи с объявлением главой ЦДУМ Талгатом Таджуддином джихада США и их союзникам, как и ожидалось, не кончились ничем. Ничем для самих США, их союзников, российских мусульман и многочисленных зрителей этой странной эскапады. Пропагандистский ход Талгата-хазрата, пытавшегося явственным образом заработать внутриполитические очки и подправить впечатление от своего безрезультативного и бессмысленного посещения Багдада накануне войны, а, может быть, и искренне не удержавшегося от вершения "судеб мира", оказался пшиком. Единственными, кто обратил внимание на "джихад" и воспользовался его объявлением, оказались соперники и недоброжелатели Таджуддина из Совета муфтиев России (СМР). Приняв удар, СМР выпустил фетву, смысл которой сводится к тому, что "отныне никто из мусульман не вправе совершать с Таджуддином совместно намаз и следовать каким-либо указаниям и советам с его стороны". Совет также отказал Таджуддину в праве руководить исламскими организациями, хотя источником этого права для Таджуддина является не СМР. Иначе говоря, СМР "отлучил от Церкви" главу исламской организации, в эту "Церковь" не входящую. Здесь можно увидеть сплетение двух парадоксальных конфликтов, характерных для постсоветского религиозного пространства.

Во-первых, религиозные действия здесь оцениваются не с точки зрения их соответствия самой религиозной логике (следуя ей, как раз и можно было бы объявить джихад), а с точки зрения политической эффективности. Такой вот голый прагматизм. То есть дело не в том, как ты веруешь или исполняешь законы шариата, а в том, "какую политику ведешь", поддерживаешь ли нужные инициативы и т.д.

С другой стороны, в очередной пикировке по типу "джихад - анафема" видна парадоксальность норм религиозного плюрализма в российском обществе. Один глава мусульман принимает решение, а другой его за это решение предает проклятию, как будто это что-то значит для первого. Вспоминается бессмысленная анафема на депутата о. Глеба Якунина, который уже не считал себя клириком РПЦ МП, и, соответственно, не мог подчиниться прещениям со стороны своего бывшего начальства. Но тут важно, повторим, не соответствие нормам права (как исламского фикха, так и церковных канонов), а пропагандистские действия, плевки в портрет врага, своеобразная "пятиминутка ненависти", тренировка хунвейбинов.

А тем временем, пока ЦДУМ выясняет отношения с СМР посредством пиаровской дуэли, мусульманско-христианские отношения приобретают новый поворот. Ватикан, который ранее находился в тени, ограничиваясь лишь призывами о мире, протягивает руку народам Востока, смирившись с тем фактом, что РПЦ МП (и стоящий за ней "православный мир") не желает водить дружбы. Более того, в ответ на открытие католических митрополий в России РПЦ МП собирается организовать канонические структуры митрополичьего округа на пространстве, которое в терминах ОВЦС МП можно назвать "канонической территорией" РКЦ.

А работница персидского собеса гражданка Пупех Махдвинейдер планирует совершить паломничество из Ватикана в Мекку на велосипеде, по воздуху и пешком, чтобы "нести людям послание мира". Отважная Пупех намеревается стартовать с площади Святого Петра, а конечным пунктом ее паломничества станет Мекка в Саудовской Аравии. Такой традиционно миротворческий жест должен, видимо, продемонстрировать, куда обратится взор престарелого римского понтифика за отсутствием благожелательства в России.

Однако ж и тут не все надежды утеряны – ведь есть, наконец, хранящаяся в Ватикане икона Казанской Божией Матери, есть заверения ряда региональных лидеров России о любви к Папе Римскому. Председатель Духовного управления мусульман республики Татарстан Гусман Исхаков при содействии мэра Казани приглашал Римского понтифика на празднование 1000-летия Казани: "Визит Папы стал бы плодотворным не только для татарстанских католиков, но и для жителей всей республики, более того, татар всего мира", - писал он. Кто знает, не решил ли Папа принять предложение казанских властей, раз московские церковные начальники так нелюбезно повели себя с Ватиканом?

Так что, не стоит, подобно о. Всеволоду Чаплину из ОВЦС недооценивать сообщения о том, что Папа Римский Иоанн Павел II в августе может сделать небольшую остановку в Казани по пути в Монголию. Известно, что он планирует привести с собой и передать икону Казанской Богоматери – одну из наиболее почитаемых в России. Вопрос только, кому он передаст ее? Казанским католикам, о которых пишет казанский мэр? Казанской епархии РПЦ МП?

Как сообщил источник "Рейтера", Иоанн Павел II проведет в Казани не более одной ночи. Кому расскажет италийская Шахерезадда свою новую сказку?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования