Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Благовещение как эталон биоэтики


Праздник Благовещения представляет собою, как ни странно, продукт споров, в основе которых - главная проблема христианства всех веков – проблема Христа: Кто же Он все-таки, Бог или Человек? Халкидонское вероопределение с его "неслитно, нераздельно, неразлучно, непреложно" оказалось слишком сложным и непонятным многим. Для сознания, не готового заранее к восприятию парадоксальной истины, представлялось два пути: считать, что Христос – "в основном" Бог (пусть и сохранивший некоторые человеческие свойства), и считать (с оговорками, но все же), что Он – в основном человек, в котором Бог временно обитал.

Как известно, в древности дата 6 января была одновременно днем празднования и Рождества, и Богоявления, и Крещения, и Благовещения. Однако тенденция к развитию церковного календаря сначала "развела" Рождество и Богоявление, а затем поместила события, празднуемые как праздник Благовещения, на 25 марта по старому стилю, что составило ровно девять месяцев до праздника рождения Иисуса Христа по плоти, который был установлен на 25 декабря.

Таким образом, в церковном календаре оказалась заложена одна из основных закономерностей репродуктивного цикла человека. Если человеческому плоду положено пребывать в материнской утробе ровно девять месяцев, то и Богомладенец Христос, будучи совершенным Человеком, пребыл во чреве Своей Божественной Матери именно эти девять месяцев. Разумеется, в этом решении была определенная условность. Она была вызвана появлением некоторых теорий, объяснявших совпадение Рождества и Благовещения в одной дате тем, что Иисус Христос был изъят из рода человеческого и в нарушение законов естества пребыл в утробе Богоматери не девять, а целых двенадцать месяцев. Тем самым Церковь вполне определенно высказалась в пользу полного человечества и полного Божества Христа.

Праздник Благовещения, который, как оказывается, столь тесно связан с физическими условиями жизни и размножения человека, заставляет задуматься о той роли, которую в современном постхристианском мире играет осмысление и концептуализация этих некогда незыблемых и неколеблемых условий. Тот факт, что так называемая "биоэтика" изучается ныне практически во всех католических и протестантских теологических вузах, а также то обстоятельство, что этот предмет стал проникать и в расписание православных учебных заведений, указывает на озабоченность христианского мира сложностью и противоречивостью отношения христианства вообще к правам и обязанностям человека в сфере своей репродукции. В основу социальной концепции РПЦ МП вошел даже специальный раздел – "Проблемы биоэтики". Среди тех принципов, которые должны обосновывать позицию христианина перед лицом новых технологий, новых трактовок человеческой свободы и новой социальной этики, надо назвать, в первую очередь, именно те евангельские события, которые послужили основой для установления праздника Благовещения.

На утрени Благовещения читается Евангелие от Луки, в котором рассказывается, как Богородица посещает Елисавету, которая была уже в весьма преклонных годах, но не имела детей. В иудейском обществе, как и во всех почти традиционных обществах, бесчадие было поводом для поношения, ибо считалось, что отсутствие детей у семейной пары есть знак гнева Божия на них. И вот, в тот момент, когда Мария приветствовала Елисавету, та поняла, что у нее будет ребенок. Поведение Захарии и Елисаветы, бывших уже стариками, является образцом христианского поведения перед лицом достаточно сложной ситуации, каковой является отсутствие детей для семьи. Осуждение православной традицией современных методик, позволяющих искусственно преодолеть бесплодие, основывается на следовании именно этому образцу.

Сама Богородица, как известно, получает от Архангела Гавриила уведомление о чудесном Рождении от Нее Еммануила. Древний канон Богородице на Благовещение живописует сомнение и удивление Марии перед лицом такого известия. В форме диалога Богородица беседует с Ангелом и постепенно проникается сознанием своей богоизбранности. Византийский гимнограф использовал древнюю месопотамскую форму диалога для психологической реконструкции предыстории того ответа, который дает Гавриилу Мария в Евангелии от Луки: "Се Раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему". Глубокое смирение, с которым Она принимает парадоксальную новость, также есть образец, следуя которому, христианское учение отвергает попытки манипулирования естеством человека с целью нарушения Промысла.

Именно по причине столь явного и неоднозначного предписания христианам следовать в области "репродуктивного поведения" непреходящим образцам, православных христиан зачастую обвиняют в "несовременности" и "консерватизме". Однако попытки переделать евангельские нормы в целях придания христианской жизни "более современного вида" на деле ведут просто к отказу от христианства в целом.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования