Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Как много в нем переплелось


Протокольное, казалось бы, мероприятие – начало очередного визита Патриарха Алексия II в Санкт-Петербург – активно освещают 9 июля российские СМИ, преимущественно электронные. Патриарх почти каждый год приезжает в середине июля в северную столицу, чтобы освежить в памяти дорогие его сердцу воспоминания – детские паломничества на Валаам и служение на Ленинградской кафедре, непосредственно предшествовавшее патриаршей интронизации.

Патриаршие визиты в Питер обычно состоят из двух частей – деловой (до поездки на Валаам) и торжественной (на пути с Валаама). Петербург при этом становится промежуточной остановкой маститого паломника, его путевой гостиницей. Да и приятнее проехаться до Северного Афона по воде – можно заодно отдохнуть и, опять же, детство вспомнить. Дело в том, что маленький Алеша Ридигер провел самые счастливые годы своей жизни в независимой Эстонии, а Валаамский монастырь, с которым связаны первые религиозные переживания будущего Патриарха, находился в независимой Финляндии, хотя и в непосредственной близости от зловещей советской границы (противоположный от монастыря, восточный, берег Ладожского озера уже был хорошо освоен сталинским ГУЛАГом). От этой рискованной близости, наверное, чувство Родины становилось особенно трепетным…

Алеша Ридигер лишился возможности ездить со своими родителями в традиционные летние паломничества на Валаам (а приходились они обычно на 10-11 июля, день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских), когда ему едва исполнилось 10 лет. Началась советско-финская война, одной из первых жертв которой стал Валаам, а совсем скоро исчезла с карты мира независимая Эстония. Все, что осталось от той идиллии, -- воспоминания детства, которые, видимо, неспроста так дороги Патриарху.

Сказать, что нынешний предстоятель Русской Православной Церкви стал жертвой сталинского или хрущевского режима, на первый взгляд, было бы издевательством над исторической правдой. Его духовная карьера, столь ярко увенчавшаяся патриаршим кукулем, началась в сталинскую эпоху, в созданной по прямому благословению вождя Ленинградской духовной академии. Архиерейская хиротония 31-летнего епископа Алексия совпала с пиком хрущевских гонений (1961 г.). Став в 36 лет митрополитом и управляющим делами Московской патриархии, Алексий (Ридигер) едва ли мог быть врагом советской власти и кремлевской геронтократии. Но, видимо, какая-то очень сильная ностальгия по тому чистому и светлому времени, когда можно было оставаться самим собой, а не говорить и думать то, что "положено" и что, быть может, противно твоим истинным убеждениям (пока они еще живы), заставляет прошедшего через огонь и воду и медные трубы 73-летнего Патриарха каждое лето, в начале июля, отправляться на "дивный остров Валаам".

Конечно, Валаам сейчас совсем не тот, что был в те благословенные времена. Не та атмосфера, не те лица, не те интересы и ценности. Но неизменной осталась суровая северная природа, возносящая душу горе и настраивающая на уединенный монашеский лад; сквозь древние монастырские стены и полуразрушенные скиты тусклым бликом просвечивает былая слава Валаама, которую, хоть и сквозь лучи заходящего Солнца, успел запечатлеть в своей душе маленький Алеша Ридигер.

После Валаама, где он будет меньше двух суток, Патриарху предстоит опять вернуться к своему нелегкому служению – в Питере он фактически даст старт прелюдии торжеств по случаю 300-летия города, а также – дабы примирить "и всех, и вся" -- совершит в Казанском соборе литургию в честь 75-летия Ленинградской области. Место для такой необычной службы, надо сказать, выбрано довольно удачное – в соборе почти 70 лет располагался Музей истории религии и атеизма. Их (религии и атеизма) бессмысленной вражде теперь должен быть положен конец – юбилеи детища Петрова и "столицы трех революций" (интересы которой теперь выражает область, сохранившая в своем названии заветное "Ленинград") идут друг за другом неслучайно. Идеология той России, которая ныне пришла на смену так и не состоявшейся "новой России", воистину постмодернистична. И Церковь, которая ныне призывает одинаково "уважительно" относиться ко всем причудливым изгибам отечественной истории и их порой нелепым "памятникам", призвана одухотворить этот постмодернистский винегрет, превратив его в осмысленное "преемство" "и всем, и вся".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования