Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Стационарная изоляция: прогноз ближайшего будущего для РПЦ МП. Несколько предварительных напоминаний


Для кого-то из, как принято сейчас говорить, "экспертов" штормовое нанозапыление РПЦ МП стало полной неожиданностью. Таким людям можно рекомендовать сделать критические выводы о своей способности к анализу событий религиозной жизни и впредь заниматься каким-нибудь более подходящим для себя делом. Тестом на адекватность способности к прогнозированию должна была стать, по крайней мере, активность В.М. Гундяева еще в 2009 году, особенно на стадии собственного избрания в патриархи, или уж, в самом крайнем случае — для наиболее непонятливых, — первые разговоры о введении новых законов по наделению РПЦ МП недвижимостью из государственного кармана (не позднее 2010 года). Нужно было увидеть заранее, к чему это приведет. В российских условиях любое значительное богатство дает не независимость, а закабаление госчиновниками и втравливание в подковерные бульдожьи бои. С такими данными на руках тенденции развития мог не видеть только слепой.

Для всех остальных аналитиков вопрос был только в сроках. И даже еще более конкретно: до выборов Путина 4 марта 2012 года или после? Очевидно, что сам Путин предпочел бы "после", причем, даже не "сразу после", и эти сроки обсуждались довольно широко в околовластных кулуарах еще в 2011 году. Но на деле получилось "до", так процессы не были полностью подконтрольными.

Еще в 2003 году, во время очередного обострения возни вокруг патриаршего престола РПЦ МП, мы написали статью "Каков им подобает архиерей…", где предупреждали на случай избрания нынешнего руководителя патриархии: "Под патриаршим куколем российская государственная власть может обрести — в лице Кирилла, ставшего Патриархом, — какого-нибудь очередного Ментимера Шаймиева… Пожалуй, именно Шаймиева: не Джохара Дудаева, конечно, но именно такого, вроде Шаймиева, "неудобного, но в границах терпения", субъекта". В общем-то, эта оценка соответствовала и мнению Путина еще на момент старта последней патриаршей гонки в конце 2008 года, но в последний момент Путин поддался влиянию небольшой, но активной партии московского духовенства, действовавшей через цепочку "жена Медведева—Медведев—Путин", — о чем вскоре и пожалел. Сейчас, в критический для себя момент, нынешний Патриарх РПЦ МП награждает в Морском соборе в Кронштадте Светлану Медведеву каким-то церковным орденом I степени, а блогеры принимают это за пожалование ее саном Владычицы морской. Между тем, тут все более прозаично: В.М. Гундяев вновь взывает к той силе, которая вознесла его на патриарший престол, теперь зашатавшийся, — авось, поможет.

Впрочем, мы сейчас не будем заниматься анализом причин и поводов происходящего вокруг РПЦ МП, а займемся только прогнозом, причем, в основном, — прогнозом краткосрочным.

Новое место для РПЦ МП

Нужно сразу сказать, что никакого масштабного раскола или хотя бы "откола" в ближайшие месяцы не будет. И Патриарх останется прежний. РПЦ МП сорвалась со склона политического Олимпа, но летит вовсе не в бездну, а всего лишь к подножию горы — поднимая много пыли и треска, теряя привлекательный товарный вид, но не раскалываясь (подробно о перспективах движений людских потоков из РПЦ МП на ближайшее время мы написали здесь). Долетев до низу, РПЦ МП предстанет взорам прохожих, — когда осядут клубы нанопыли, — в виде грязноватой и обшарпанной, но по-прежнему большой глыбы. На самом деле, внутри этой глыбы будут довольно значительные повреждения внутренних органов, из-за чего она станет еще менее поворотливой и еще более похожей на неодушевленный предмет. Главное же из заметных внешнему взору изменений — радикальная перемена положения этой глыбы в социальном пространстве.

Такое состояние можно назвать стационарным: оно похоже на равновесное, но в действительности не является таким же устойчивым, а характеризуется всего лишь торможением процессов, способных его изменить. Степень этого торможения может оказаться разной. Если сама РПЦ МП не даст в ближайшее время новых и ярких информационных поводов (вроде бы, не должна, но с ней происходит еще и нечто иррациональное и неподвластное прогнозам, поэтому я бы окончательно не исключал), — то к июлю уже наступит ее временная стабилизация. Если же в течение ближайших месяцев новые яркие поводы все-таки будут возникать, то тогда стабилизация окажется не такой уж стабильной, и РПЦ МП будет потряхивать до самого начала нового политического сезона грядущей осенью (когда, — и это уже в любом случае, — потихоньку начнутся ее более серьезные трансформации).

В чем специфика того нового положения в социальном пространстве, к которому катится, дребезжа и подпрыгивая, РПЦ МП?

Мы много слышали от ее лидеров разговоров о том, что, мол, "Церковь отделена от государства, но не отделена от общества". При этом мы понимали, что в действительности все ровно наоборот: РПЦ МП все более отделяла себя от общества, делая ставку на государство. Но если так, то и вести себя надо было иначе — не выпендриваясь перед прочими госчиновниками. А теперь получили сложности сразу и с государством, и с обществом. Причем, сейчас и само государство косвенно позаботилось, чтобы сложности с обществом усилились. Коррупционно-бюрократическое российское государство, как, впрочем, и Московская патриархия, не умеет ни с кем сотрудничать на равных, а требует только подчинения. Поэтому претензии РПЦ МП на самостоятельный ресурс общественной поддержки — это, в глазах государственной власти, своего рода, экстремизм, который воспринимается, в лучшем случае, как демонстративное оскорбление лучших государственных чувств. Что, разумеется, наказуемо.

Теперь вокруг социального объекта, который мы пока неточно и условно назовем РПЦ МП, будет выкопан санитарный ров, засыпанный хлорной известью. Чиновники будут опасаться лишний раз подходить близко, а для общества этот объект превратится во что-то антисанитарное. Тут, впрочем, необходимо внести уточнение — в каком смысле мы тут сказали о "РПЦ МП". Мы тут говорим не о всех верующих и клириках РПЦ МП, а только о ее правящей корпорации и тех, кто подчиняется корпоративной этике этой корпорации (не путать с христианской моралью). Ведь не секрет, что даже тех, кого нынешний Патриарх РПЦ МП назвал "предателями в рясах", — то есть клириков, что-то запомнивших из Евангелия и готовых этому верить, — в РПЦ МП довольно-таки много, а еще больше тех, кто не имеет ряс, но, как правило, представляет себе Евангелие гораздо лучше, чем большинство тех, кто имеет.

Для власти новое изолированное положение РПЦ МП — это временная мера, чтобы дать ей "вылежаться", а потом, глядишь, сменить Патриарха и заново встроить ее в государственную машину, но уже на общих чиновничьих основаниях. При этом государство не имеет специальных сил и возможностей, чтобы внимательно следить за внутренними процессами в РПЦ МП и влиять на них как-то исподволь и мягко, как могла делать советская власть через свой Совет по делам религий. Нынешняя власть уделяет внимание РПЦ МП только от случая к случаю и крайне грубо: дали по голове, подождали, чтобы клиент слегка ожил, заменили батарейку (Патриарха) и отправили снова гулять…

Но теперь эта схема, которая у российской государственной власти готова по умолчанию для всех случаев жизни, вряд ли сработает. В обществе разбужен серьезный интерес к РПЦ МП. Она интересует, главным образом, одним — как источник опасности (в частности, мы говорили об этом здесь). Общество серьезно озаботилось проблемой сосуществования с РПЦ МП (как свидетельствует, например, вот этот недавний документ). И оно будет решать эту проблему независимо от государственных инициатив. А если независимо — то, очень может быть, что успешно.

Видимо, через несколько месяцев можно будет ожидать, что общество перестанет лишь пассивно отбиваться от "корпорации РПЦ МП", а возьмет на себя инициативу в наконец-то завязавшемся диалоге. Целью этого диалога, скорее всего, станет попытка выяснить, возможна ли РПЦ МП отдельно от "корпорации РПЦ МП".

Епископ Григорий (Лурье),

для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования