Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Внеполитическая корректность и новый Крестовый Поход


Религиозная оценка нынешних военных событий, звучащая из уст духовных лиц, привлекает в России особенное внимание, потому что именно в нашей стране принято воспринимать тему "войны и мира" в качестве основого индикатора нравственного состояния общества.

Читатель, впрочем, почти всегда заранее догадывается, какую позицию займет священник, ксендз, мулла или лама в отношении войны. Мулле, конечно, положено поддерживать братьев-мусульман, христианским священникам и ламе - призывать к мирному решению конфликта… Впрочем, в России, где религия быстро политизируется, а политика столь же быстро клерикализируется, священники могут иногда высказывать и более личное, заинтересованное мнение. Так, например, московский протопоп Валентин Асмус высказывается на страницах коммуно-березовской газеты "Завтра" во вполне соловьевском духе, предрекая скорое апокалиптическое наказание "исповедующим людоедскую, готтентотскую мораль "подчеловекам", которые "провозглашают на весь мир: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". О. Асмусу за грохотом американских бомбежек видится "установление сатанинского, антихристова духовного диктата" и "апокалиптическое сползание в бездну". Эти строки звучат диссонансом на фоне традиционно "миротворческой" и "невмешательской" официальной позиции высшей иерархии РПЦ МП. Таким образом, батюшка выступает вроде бы диссидентом-ретроградом.

Но на деле все сложнее. О. Асмус выражает позицию, которая обращена не к современности, а полностью ретроспективна, он выступает не как "человек своего времени", а как пророк "дней былых", и его апокалиптизм – скорее, апокалиптизм русской религиозной философии ХIХ-ХХ вв. Отсюда и вопиющая наивность слов "светский режим Хусейна не делает христианам никаких стеснений", при том, что известны многочисленные факты, говорящие об обратном. Но эта ретроспективная Prophezeiung находится в резонансе с российским народным антиамериканизмом, народным чувством обиды на нехороших мировых "плутократов", разграбивших и растоптавших Россию. Именно в этом ее актуальность. Парадоксальность в другом: для московского священника грех и скверна Европы и Нового Света – в отвержении монархии. В свете этого "круциального вопроса" четкое отношение к исламу меркнет. Как последовательный византиец, о. Асмус предпочитает "тюрбан тиаре" и считает "восточное братство" более существенным, чем братство христиан Востока и Запада. В эсхатологических представлениях о. Валентина "точка возврата" давно пройдена, и Запад достоин только проклятия. Эта точка для него – водораздел между старой Европой с ее монархиями и новой демократической "псевдо-Европой".

Обращая взгляд на страны-участницы антииракской коалиции и страны-"непримкнувшие", мы видим подобную же картину. Как правило, официальные церковные корпорации занимают взвешенную и осторожную позицию, порой ограничиваясь мягким осуждением. Но вот тут мы и начинаем замечать факты неожиданной поддержки иракской кампании со стороны духовенства. Так англиканский епископ города Честер (Великобритания) Питер Форстер поддержал военные действия, сказав, что те "оправданы с моральной и правовой точки зрения". И как кажется, дело здесь не в "приказе сверху". По "приказу сверху" действительно можно провести "день молитвы и поста за победу" в Госдепе США или австралийский премьер может "помолиться о победе американо-британо-австралийского оружия".

Интересно другое – в американском и европейском обществах растет исламофобия. Еще недавно толерантнейшие американцы ругательски ругают ислам, бросают взрывные устройства в окна домов, где живут мусульманские семьи, требуют поскорее разделаться с Хусейном… На этом фоне, который можно назвать "пред-крестово-походным", и народ, и отдельные священнослужители "подтягиваются" до общественного мэйнстрима. Тенденция к реанимации средневековых корней западного христианстсва отчетливо прослеживается в призывах "разгромить Хусейна".

Как известно, разгромив Халифат, насадив там постоянно друг с другом конфликтующие графства, разорив Восток и окончательно испортив отношения с исламом, западные рыцари подумали-подумали и повернули свое оружие против Константинополя. Не приходит ли история к повторению одного из своих циклов, и не обернется ли Иракская война уничтожением старой оппозиции "Восток - Запад" и началом нового Крестового Похода?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования