Религиозная оценка нынешних военных событий, звучащая из уст духовных лиц, привлекает в России особенное внимание, потому что именно в нашей стране принято воспринимать тему "войны и мира" в качестве основого индикатора нравственного состояния общества. Читатель, впрочем, почти всегда заранее догадывается, какую позицию займет священник, ксендз, мулла или лама в отношении войны. Мулле, конечно, положено поддерживать братьев-мусульман, христианским священникам и ламе - призывать к мирному решению конфликта… Впрочем, в России, где религия быстро политизируется, а политика столь же быстро клерикализируется, священники могут иногда высказывать и более личное, заинтересованное мнение. Так, например, московский протопоп Валентин Асмус высказывается на страницах коммуно-березовской газеты "Завтра" во вполне соловьевском духе, предрекая скорое апокалиптическое наказание "исповедующим людоедскую, готтентотскую мораль "подчеловекам", которые "провозглашают на весь мир: "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать". О. Асмусу за грохотом американских бомбежек видится "установление сатанинского, антихристова духовного диктата" и "апокалиптическое сползание в бездну". Эти строки звучат диссонансом на фоне традиционно "миротворческой" и "невмешательской" официальной позиции высшей иерархии РПЦ МП. Таким образом, батюшка выступает вроде бы диссидентом-ретроградом. Но на деле все сложнее. О. Асмус выражает позицию, которая обращена не к современности, а полностью ретроспективна, он выступает не как "человек своего времени", а как пророк "дней былых", и его апокалиптизм – скорее, апокалиптизм русской религиозной философии ХIХ-ХХ вв. Отсюда и вопиющая наивность слов "светский режим Хусейна не делает христианам никаких стеснений", при том, что известны многочисленные факты, говорящие об обратном. Но эта ретроспективная Prophezeiung находится в резонансе с российским народным антиамериканизмом, народным чувством обиды на нехороших мировых "плутократов", разграбивших и растоптавших Россию. Именно в этом ее актуальность. Парадоксальность в другом: для московского священника грех и скверна Европы и Нового Света – в отвержении монархии. В свете этого "круциального вопроса" четкое отношение к исламу меркнет. Как последовательный византиец, о. Асмус предпочитает "тюрбан тиаре" и считает "восточное братство" более существенным, чем братство христиан Востока и Запада. В эсхатологических представлениях о. Валентина "точка возврата" давно пройдена, и Запад достоин только проклятия. Эта точка для него – водораздел между старой Европой с ее монархиями и новой демократической "псевдо-Европой". Обращая взгляд на страны-участницы антииракской коалиции и страны-"непримкнувшие", мы видим подобную же картину. Как правило, официальные церковные корпорации занимают взвешенную и осторожную позицию, порой ограничиваясь мягким осуждением. Но вот тут мы и начинаем замечать факты неожиданной поддержки иракской кампании со стороны духовенства. Так англиканский епископ города Честер (Великобритания) Питер Форстер поддержал военные действия, сказав, что те "оправданы с моральной и правовой точки зрения". И как кажется, дело здесь не в "приказе сверху". По "приказу сверху" действительно можно провести "день молитвы и поста за победу" в Госдепе США или австралийский премьер может "помолиться о победе американо-британо-австралийского оружия". Интересно другое – в американском и европейском обществах растет исламофобия. Еще недавно толерантнейшие американцы ругательски ругают ислам, бросают взрывные устройства в окна домов, где живут мусульманские семьи, требуют поскорее разделаться с Хусейном… На этом фоне, который можно назвать "пред-крестово-походным", и народ, и отдельные священнослужители "подтягиваются" до общественного мэйнстрима. Тенденция к реанимации средневековых корней западного христианстсва отчетливо прослеживается в призывах "разгромить Хусейна". Как известно, разгромив Халифат, насадив там постоянно друг с другом конфликтующие графства, разорив Восток и окончательно испортив отношения с исламом, западные рыцари подумали-подумали и повернули свое оружие против Константинополя. Не приходит ли история к повторению одного из своих циклов, и не обернется ли Иракская война уничтожением старой оппозиции "Восток - Запад" и началом нового Крестового Похода? |