Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Cиндром Брейвика. Норвежский террорист, конечно, психопат, но одновременно - вполне закономерный продукт распространенного сегодня на Западе способа мышления


Чего уж точно добился злополучный норвежский террорист Андерс Брейвик, так это того, что дал пищу для многочисленных дискуссий многочисленных ныне политологов и разных прочих экспертов. За норвежской трагедией сегодня многим видится "христианский терроризм", "новый крестовый поход", кризис мультикультурализма и новый виток войны цивилизаций. Поступают и особо оригинальные, правда, ничем не подтвержденные мнения об особой любви Брейвика к Израилю, что будто бы и стало одним из мотивов свершенных им преступлений.

Хотя очевидно, что наиболее компетентное суждение о норвежском убийце могут высказать эксперты в одной определенной отрасли знания - психиатрии. Очевидно, что перед нами психопат с гипертрофированным эго и развитым геростратовым комплексом. Ну а то, что он написал 1000-страничный манифест, дела особенно не меняет. Многим психопатам свойственно подводить под свою патологию определенную теоретическую базу. Это известно из истории психиатрии, а также из многих произведений литературы, в том числе и русской.

Любой настоящий политический терроризм, несмотря на то, что последствием своим имеет страшные в своей иррациональности акты, всегда отличается определенной внутренней логикой, цель которой также вполне определенна. Он практически никогда не бывает делом одиночек, хотя эти самые одиночки часто являются конечными исполнителями терактов. Логика Брейвика с самого начала непонятна: если он позиционировал себя как убежденный враг ислама, мультикультурализма и сторонник опоры на традиционные европейские и, возможно, норвежские национально-культурные ценности, тогда почему его мишенью стали преимущественно норвежцы, а также политические учреждения норвежского государства? (Говорят, что его мишенью мог стать и королевский дворец в Осло - место, в значительной мере символизирующее эти самые национальные ценности.)

О том, что в голове у норвежского убийцы полная каша, свидетельствует и такое его утверждение: российский премьер Владимир Путин "достоин уважения" (в одном ряду почему-то с Папой Римским Бенедиктом XVI), хотя отметим, что в данном случае террорист ничего не утверждает и вообще сомневается, поддается ли личность Путина некоему психологическому анализу. Очевидно, что в данном случае представления Брейвика формируются не столько на основе реального знания этих личностей и их деятельности, сколько на их медийных образах - защитника европейских духовных ценностей (для Папы) и правого национал-консерватора - лидера одной из сверхдержав (для российского премьера). Кcтати, по сообщениям СМИ, Брейвик однажды посетил Беларусь, и тут его впечатления также полны противоречий. Да, белорусов можно считать арийцами, но вот только диктатура там, и продуктами, отравленными радиацией, они Европу наводняют. Словом, очевидно, что Брейвик живет не реальностью, а какими-то фантомными образами, что также свидетельствует о патологии сознания. Можно еще заметить, что на острове Утойя он палил по политтехнологии, в чем-то сходной с путинско-нашистским Селигером.

Но, безусловно, поступок 32-летнего норвежца также является и продуктом определенного способа мышления. Для современной западной "христианской" цивилизации характерны два способа мышления. Первый можно назвать условно либерально-консервативным, признающим необходимость динамичного и мультикультурного общества, не отказывающегося при этом от собственной системы культурных ценностей и идентичности. Мультикультурализм при этом признается не из большой любви к этому явлению, а потому, что он является неизбежной составляющей современной цивилизации, все более интегрирующейся, в том числе, и в информационном поле. И пусть нынешний западный обыватель и не столкнется с этим самым мультикультурализмом на соседней улице, он он от него никуда не уйдет в медийном пространстве или на мониторе компьютера с Интернетом.

Другой, все более распространяющийся способ мышления можно назвать национал-консервативным, этноцентричным. Его распространению способствует резкое количественное увеличение представителей иных культур в странах Запада, да и в России. Он характерен активным неприятием "чужого", что часто находится рядом с неприятием вообще всего нового и социальной динамики. Для этого способа также характерно обращение к прошлому, к традиционной культуре своего народа. Это означает и обращение к религии, однако она больше понимается не как реальная вера, а как средоточие некоей национальной символики и традиций, не более того. Поэтому не думается, что "христианство" Брейвика шло глубже крестов на щитах викингов, картинки с которыми были обнаружены в его манифесте. Тем более, что Норвегия, как и многие соседние скандинавские страны, не отличается высоким уровнем практической религиозности, даже несмотря на наличие государственных лютеранских Церквей.

Но самое главное заключается в том, что подобный способ мышления по природе своей является "фобическим", то есть, в какой-то мере, психопатическим. А это значит, что он представляет собой прекрасную питательную среду для развития душевных патологий, причем весьма агрессивного свойства, хотя и на уровне отдельных индивидуумов.

И нужно сказать, что синдром Брейвика может вполне проявить себя не только в Норвегии, но и в России, где в последнее время пышным цветом расцветает самая настоящая клерикальная ксенофобия. Достаточно обратиться к некоторым поведенческим особенностям тех же "православных хоругвеносцев", или почитать-послушать филиппики всем известного "православного эксперта", отличающиеся крайне агрессивной неприязнью к оппонентам и вообще к "не нашим". При этом особой аргументированностью собственной позиции оный "эксперт" себя утруждать не привык. В общем, вот они, примеры той самой "питательной среды", вот они, наши брейвики.

Несмотря на весь шок от происшедшей трагедии, судя по всему, гражданскому обществу Норвегии удастся преодолеть ее последствия, в том числе и в сфере способа мышления граждан. И хочется верить, что "синдром Брейвика" не станет симптомом серьезной болезни, активно развивающейся в головах западных граждан. Но вот за Россию пока чуть страшновато.

У нас, конечно, порой так же как и в Норвегии снежно и холодно. Но вот с демократией, гражданским обществом и толерантным способом мышления пока слабовато.

Валерий Емельянов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования