Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

О пользе клерикализации. Сращивание Московской патриархии с нынешней государственной властью РФ выгодно почти всем


В 2011 году клерикализация российского общества упала как зрелый плод к ногам всех заинтересованных сил. В чем заинтересованных? – Да в чем только не. Она выгодна и тем, кто при власти, и тем, кто против власти. Она выгодна очень многим. Есть, конечно, и такие, кому она невыгодна. Но все-таки гораздо больше тех, кому она выгодна.

Было бы на территории России нормальное государство, а не дутая "вертикаль" посреди болота, – было бы иначе. А если так, как сейчас, то большинству начинают быть выгодными некоторые общественные болезни, вовсе не одна только коррупция.

Не скрою, что все не обласканные нынешним политическим режимом религиозные объединения тоже стоят в этом ряду. Клерикализация выгодна нам, гонимым религиозным общинам. Была бы у нас возможность осуществлять наши прописанные в законах права – не было бы нам выгодно такое вопиющее нарушение Конституции, как вся эта клерикализация, то есть сращивание государственной власти с РПЦ МП (при зависимости от РПЦ МП почти всех прочих пользующихся доверием власти религиозных объединений). Но в реальных условиях приходится думать только о реальных возможностях.

Итак, еще раз: кому выгодна клерикализация?

Она выгодна всем, кто при власти. Чем дальше, тем больше проблем с поисками безопасных для власти в целом мишеней, на которые можно направить народный гнев. Специальных министров, которых держат в правительстве только в качестве мальчиков для битья, давно уже не хватает. А РПЦ МП в качестве отдела по идеологии партии "Единая Россия" (или, может быть, вскоре уже какого-нибудь видимого и невидимого "фронта") обладает несравненно большим потенциалом. Не просто потому, что шума и показухи от нее много, а в реальных механизмах власти она не участвует, поэтому ее так же не жалко, как непутевого министра. Уникальность ее потенциала в качестве громоотвода при власти становится особенно заметна в губерниях и районах. В провинции даже сама государственная власть выглядит довольно скромно по сравнению с показной роскошью архиереев РПЦ МП, живущих наподобие золотых фазанов в клетках. А подчас эта роскошь эффектно оттеняется внутрицерковными скандалами, выплескивающимися в местные и федеральные СМИ и будоражащими далеко не одних только верующих. Любой политик оценит открывающийся здесь оперативный простор для манипуляций "волей народа". Все это может быть востребовано не только в экстраординарных для власти ситуациях, но и в повседневной жизни, когда от власти требуются демонстративные шаги навстречу народу: их легче сделать за счет РПЦ МП, нежели за счет каких-нибудь по-настоящему серьезных людей. Пример – политика Собянина на посту мэра Москвы. Он немедленно прекратил наивную политику Лужкова (материальные преференции для РПЦ МП в обмен за – неэффективное – обеспечение народной любви) и превратил РПЦ МП в красный плащ тореадора, которым можно размахивать, то приближая, то удаляя, перед носом разных плохо контролируемых общественных движений.

Клерикализация выгодна и тем, кто против действующей власти. Наиболее интеллектуальная часть нынешней оппозиции уже не только успела это оценить, но и начала открыто использовать. Напрасно чиновники РПЦ МП обиделись на новое руководство партии "Правое дело" за то, что оно не хочет выстраивать отношений с РПЦ МП. Как раз оно-то и хочет, и выстраивает. Даже уже выстроило: "Пришло время возразить против насаждения в преимущественно атеистической стране примитивной религиозности, которая стала в наши дни масштабным бизнес-проектом. Попам не место в школах, в армии, государственных учреждениях" (Владислав Иноземцев на съезде партии, избравшем ее новое руководство). Партия не ставит популистских лозунгов, а обращается только к социально активной части общества. Теперь мы можем оценить, каким подарком стала для нее клерикализация: легко налаживаемая система опознавания "свой - чужой", легко узнаваемый объект "против кого дружить" для почти всего ее электорального сектора. И даже больше того (см. выше, о выгодности клерикализации для нынешних верхов): если партия "Правое дело" v.2.0 создается как политический ресурс лично Медведева, то кого ей остается ругать, чтобы показать себя не беззубой и вызвать хоть какой-то общественный резонанс? Путина? Милостью Божией и зрелостью патриархийно-государственных отношений есть теперь общественный консенсус насчет того, какую ветвь власти можно безопасно ругать. Именно об этом нам сообщило недавно НТВ – передовое телевидение российской политики.

Клерикализация выгодна всем религиозным группам, которые дискриминируются существующим в России политическим режимом. Представим себе ситуацию, когда в России политический режим нормален во всех отношениях, кроме религиозного. И получим мы тогда что-то вроде Китая – с жестокими преследованиями почти всех верующих, даже католической Церкви, но при полном равнодушии мировых политических кругов. Китаю сходит с рук ограничивать не то что религиозные организации, но даже Интернет. Это было бы и в России, если бы у нас существовали свободы и гарантии для бизнеса. К счастью (сомнительному и условному, только для религиозных объединений), в России таких свобод нет, и не предвидится. Существующий режим к такой эволюции неспособен, серьезных "маоистов" среди его конкурентов, вроде бы, нет. Поэтому дискриминация по религиозному признаку у нас моментально становится политически окрашенной. Все дискриминируемые по сравнению с РПЦ МП религиозные организации в последние годы стали частью оппозиции: разумеется, не в качестве политических партий или движений, но просто в качестве тех людей, чьи интересы выражаются теми или иными оппозиционными силами. И надо прямо сказать, если бы не оппозиция и поддержка различных политических кругов, всю эту российскую "альтернативную" религиозность давно бы уже съели. А так – особого материального процветания не дают, но жить кое-как все-таки позволяют.

Трудно удержаться, чтобы не упомянуть и о духовной стороне дела. Религиозные люди сами знают, что материальное богатство и особенно близость к власти – это искушение. Но признаемся также и в том, что мы не очень уверены в наших лидерах, случись им испытать подобное искушение. Слишком много в "альтернативных" религиозных организациях желания копировать, на свой деревенский лад, пышную жизнь РПЦ МП. Нам нужно научиться воспитывать в своей среде по-настоящему других лидеров. В православной терминологии можно сказать – более монашеского склада. Поэтому можно скорбеть о том, что нашим религиозным организациям государственная власть не дает развиваться. Но лучше не скорбеть, а радоваться, так как легко представить себе, во что бы вылилось это беспрепятственное развитие, особенно если бы ИПЦ превратилась в безопасное убежище для ищущих вольницы попов из РПЦ МП.

Поэтому нужно смиренно признать: если бы не клерикализация и беззаконие религиозной политики существующего в России политического режима, то все Истинное Православие выродилось бы почти без остатка. Только притеснения позволяют духовным организациям ИПЦ развиваться не в сторону внешнего роста и показухи, а в сторону христианства. В значение этого фактора я верю твердо, а вот в сознательность большинства наших лидеров (от нихже не первый, но и не последний есмь аз) – столь же твердо не верю.

Упоминавшиеся до сих пор три категории граждан РФ являются безусловными и несомненными бенефициарами клерикализации. С ними все ясно. А вот сложный вопрос: как быть с молодежью? Ведь она теперь воспитывается в таком строгом атеизме, в котором до революции удавалось воспитывать только семинаристов. У нас в школах даже нет официально Закона Божия, а эффект уже как от полного курса семинарии.

Представим себе, что власть не навязывала бы молодежи никакого объекта для идейного противостояния. Тогда "общество потребления" взяло бы от молодежи еще больше, чем оно берет сейчас. А сейчас мы все-таки видим, что власть стимулирует некоторую протестную идейность, причем, именно в религиозной сфере. А молодежь без протеста может либо разлагаться в пьянстве и наркомании, либо делать карьеры чиновников; второе может быть лучше для государства, но никак не лучше в перспективе спасения души. Не удивлюсь, если окажется, что нынешняя антирелигиозная пропаганда, ведущаяся государственной властью посредством РПЦ МП, – единственный оставшийся нашему времени инструмент массовой проповеди. Пусть это и не проповедь христианства, но, по крайней мере, это проповедь важности религиозных проблем. Спасибо и за это.

Самое главное, чем обернулась клерикализация для "неправительственных" религиозных организаций – это вызов и еще один шанс быть услышанными. Все более значительная часть общества на нас смотрит и чего-то от нас ожидает. Почти как в конце 1980-х или начале 90-х, только в намного меньшем размере. Но зато и с настолько же более высокой степенью понимания.

Епископ Григорий (Лурье),
"Портал-Credo.Ru"

 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования