Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Провал «виссарионовцев». Информационная война между фракциями православных абхазов резко обострилась, несмотря на вмешательство ОВЦС МП


Напряженные взаимоотношения клириков Священной митрополии Абхазии, созданной на представительном Церковно-Народном Собрании в Новом Афоне 15 мая текущего года, Совет которой возглавляет архимандрит Дорофей (Дбар), и клириков "официальной", то есть поддерживаемой государством и Москвой Абхазской Православной Церкви (временный управляющий – иерей Виссарион Аплиаа), в последнее время перерастают в самую настоящую информационную войну.

Как сообщал ранее наш Портал, 29 июня председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) принял архимандрита Дорофея (Дбара) и иеромонаха Андрея (Ампара) в своей московской резиденции не в самой официальной обстановке. Новоафонские священники, номинально являющиеся клириками РПЦ МП, были приглашены в ОВЦС после открытого обращения к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву), в котором содержалась просьба вынести справедливое решение относительно запрещения их в священнослужении, вынесенного 26 мая епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ МП Тихоном (Лобковским).

Комментируя итоги встречи с митрополитом Иларионом, 4 июля архимандрит Дорофей заявил абхазскому информационному агентству "Апсныпресс": "Между нами было принято соглашение о неразглашении деталей обсуждения. Единственное, что я могу сказать, это то, что вопрос о запрещении нас в священнослужении будет рассмотрен Московской патриархией, и, возможно, в ближайшее время будут приняты какие-то положительные решения". Также о. Дорофей сообщил шокирующую новость: в ОВЦС ему был предъявлен некий "документ", датированный 2008 годом, согласно которому он якобы является "епископом" под именем Димитрий и управляет Сухумо-Абхазской епархией, входящей в состав Вселенского патриархата. "О существовании этого "документа" я узнал впервые только сейчас. Его текст не оставляет сомнения в том, что он был сфабрикован в Абхазии", – резюмировал глава совета Священной митрополии.

Реакция на это заявление не заставила себя ждать. 6 июля представители "официальной" АПЦ, по инициативе иерея Виссариона Аплиаа, провели пресс-конференцию в сухумском медиа-клубе "Айнар". Выступая перед немногочисленными журналистами, служитель Гудаутского храма Покрова Пресвятой Богородицы иеромонах Василиск (Лейба) подверг резкой критике новоафонских священников-"самостийников". "Пребывание в обители Новоафонского монастыря отцов Дорофея и Андрея, которые служат без благословения архиерея, противоречит не только канонам православной Церкви, но и юридическим законам государства. Совершается уголовное преступление. Люди, которые находятся на его территории, живут там и пользуются всеми благами. Извините, но сегодня Новоафонский монастырь – это доходное место", – безапелляционно, без предъявления каких-либо доказательств, заявил о. Василиск.

Своего коллегу по АПЦ поддержал игумен Игнатий (Киут), в очередной раз "затянув старую песню тоталитарной РПЦ" (по выражению одного из присутствующих журналистов) про то, что "Церковь – институт недемократический", и поэтому "протестам и митингам не место в духовном мире православия".

"Я думаю, непременно наступит время, когда у нас будут епископы и полнота духовной жизни. А эти расколы, и то, что сегодня взбудоражено все общество, оттягивают главную цель – хиротонию епископа и вселенское признание нашей Церкви", – сформулировал о. Игнатий позицию "официальной" АПЦ, добавив несколько общих слов о необходимости "смирения, согласия и любви". Заметим тут, кстати, что АПЦ является равно в той же степени не признанной "мировым православием" и "неканонической" структурой, что и Священная митрополия Абхазии, что делает весьма зыбкими ее моральное право кого-то в чем-то обличать и поучать. Действуя на "канонической территории" Грузинской Церкви, что признает и Московский патриархат, эта АПЦ самочинно не подчиняется правящему епископу Грузинской Церкви и пытается выдать себя за часть РПЦ МП, чего, в свою очередь, категорически не признают в Москве.

Архимандрит Дорофей (Дбар), что называется, не остался в долгу, и буквально на следующий день так прокомментировал нападки со стороны своих оппонентов: "О. Василиск, к сожалению, был с нами до определенного времени. Сейчас он кардинально поменял свои взгляды, и все свое богословие подводит к этим взглядам. Да, без благословения архиерея литургия не совершается, но для того, чтобы эта норма соблюдалась, в Абхазии должен быть свой архиерей. Но о. Василиск почему-то об этом забывает. Хотя два года назад, когда объявляли автокефалию АПЦ, они никакого благословления архиерея не ждали. Поэтому, когда они говорят о том, что мы созвали Церковно-Народное Собрание без благословления, можно спросить: а какой архиерей тогда их благословлял? Они все поминают на службах, так же, как и мы, Патриарха Кирилла (Гундяева). Больше имени никакого архиерея за богослужением на территории Абхазии не поминается, в том числе из уст самого отца Василиска". (Между прочим, в Московской патриархии считают такое поведение всех абхазских клириков неканоничным.)

Помимо прочего, достаточно резкая полемика между клириками новоафонской митрополии и "виссарионовской" АПЦ имеет место и в собственных СМИ этих церковных структур. Так, в апреле текущего года, после долгого перерыва, связанного с небрежением "виссарионовцев", возобновился выпуск газеты "Икьырсиану Апсны" ("Христианская Абхазия"), ныне выходящей в свет в качестве официального издания Священной митрополии Абхазии (распространяется бесплатно).

В конце июня вышел уже 4-й номер "Христианской Абхазии", на страницах которого можно, в частности, ознакомиться с текстом соглашения, заключенного 7 августа 2007 года между иереем Виссарионом Аплиаа и иеромонахом Андреем (Ампаром). Это соглашение предусматривало назначение о. Андрея на должность секретаря епархиального совета АПЦ, "нормализацию канонического положения в Абхазии", "организацию издательской и миссионерской работы" и другие пункты. Причем, ни один из пунктов указанного документа, как особо подчеркивается, так и не был реализован по вине "виссарионовцев".

В свою очередь, на официальном сайте "виссарионовской" АПЦ (http://www.aiasha.ru/) на днях появилось "Открытое письмо руководству и народу Абхазской республики, священнослужителям Абхазской церкви" за подписью настоятеля храма "Панагия Сумела" (Афины, Греция) протоиерея Элладской архиепископии Григория Пигалова, с осуждением позиции о. Дорофея (Дбара), направленной на обретение Абхазской Церковью подлинной автокефалии.

Любопытно, что протоиерей Пигалов, фактически причисливший новоафонских отцов к "темным силам, которым невыгодна сильная Абхазия", в одном из своих интервью чрезвычайно лестно высказался о ненавистном абхазам Грузинском Патриархе-Католикосе Илии II: "Я благодарю Бога за то, что 11 лет прислуживал ему иподиаконом и жезлоносцем, это человек высокой культуры и духовности, и я стараюсь сохранять унаследованные от него традиции служения".

Ни в коем случае не умаляя высоких достоинств Католикоса, следует отметить, что практически все абхазы, причисляющие себя к православным христианам, не только не признают над собой канонически законную (по логике их же "мирового православия") юрисдикцию Грузинской Церкви, но и открыто обвиняют Илию II в "пособничестве геноциду абхазского народа" в период сепаратистского конфликта 1992-93 гг., приведшего впоследствии к военной оккупации Россией части территории Грузии.

Таким образом, публикуя материалы за авторством восторженного почитателя Грузинского Патриарха, "виссарионовцы" рискуют дальнейшим падением авторитета своего "духовного лидера" в глазах прихожан "официальной" АПЦ, число которых и без того сильно уменьшилось после основания Священной митрополии Абхазии.

Любопытно и то, что письмо протоиерея Пигалова (кстати, выходца из Абхазии – понтийского грека по национальности) появилось на сайте АПЦ только в начале июля, несмотря на то, что его написание датировано 18 июня, что позволило кое-кому уличить "виссарионовцев" в "мелочных подтасовках с непонятными целями". Как видно, страсти накалились настолько, что подозрение вызывают даже такие невинные сбои, скорее всего, технического характера.

Кстати, сайт "официальной" АПЦ заработал (между прочим, в зоне "РУ"!) лишь в начале мая, то есть как раз накануне Церковно-Народного Собрания в Новом Афоне, а вот это уже вряд ли можно считать случайным совпадением. Особенно учитывая полностью проваленный "виссарионовцами" пункт упомянутого выше соглашения об "организации издательской работы".

Иван Переверзев, Сухуми,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования