Напряженные взаимоотношения клириков Священной митрополии Абхазии, созданной на представительном Церковно-Народном Собрании в Новом Афоне 15 мая текущего года, Совет которой возглавляет архимандрит Дорофей (Дбар), и клириков "официальной", то есть поддерживаемой государством и Москвой Абхазской Православной Церкви (временный управляющий – иерей Виссарион Аплиаа), в последнее время перерастают в самую настоящую информационную войну. Как сообщал ранее наш Портал, 29 июня председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) принял архимандрита Дорофея (Дбара) и иеромонаха Андрея (Ампара) в своей московской резиденции не в самой официальной обстановке. Новоафонские священники, номинально являющиеся клириками РПЦ МП, были приглашены в ОВЦС после открытого обращения к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву), в котором содержалась просьба вынести справедливое решение относительно запрещения их в священнослужении, вынесенного 26 мая епископом Майкопским и Адыгейским РПЦ МП Тихоном (Лобковским). Комментируя итоги встречи с митрополитом Иларионом, 4 июля архимандрит Дорофей заявил абхазскому информационному агентству "Апсныпресс": "Между нами было принято соглашение о неразглашении деталей обсуждения. Единственное, что я могу сказать, это то, что вопрос о запрещении нас в священнослужении будет рассмотрен Московской патриархией, и, возможно, в ближайшее время будут приняты какие-то положительные решения". Также о. Дорофей сообщил шокирующую новость: в ОВЦС ему был предъявлен некий "документ", датированный 2008 годом, согласно которому он якобы является "епископом" под именем Димитрий и управляет Сухумо-Абхазской епархией, входящей в состав Вселенского патриархата. "О существовании этого "документа" я узнал впервые только сейчас. Его текст не оставляет сомнения в том, что он был сфабрикован в Абхазии", – резюмировал глава совета Священной митрополии. Реакция на это заявление не заставила себя ждать. 6 июля представители "официальной" АПЦ, по инициативе иерея Виссариона Аплиаа, провели пресс-конференцию в сухумском медиа-клубе "Айнар". Выступая перед немногочисленными журналистами, служитель Гудаутского храма Покрова Пресвятой Богородицы иеромонах Василиск (Лейба) подверг резкой критике новоафонских священников-"самостийников". "Пребывание в обители Новоафонского монастыря отцов Дорофея и Андрея, которые служат без благословения архиерея, противоречит не только канонам православной Церкви, но и юридическим законам государства. Совершается уголовное преступление. Люди, которые находятся на его территории, живут там и пользуются всеми благами. Извините, но сегодня Новоафонский монастырь – это доходное место", – безапелляционно, без предъявления каких-либо доказательств, заявил о. Василиск. Своего коллегу по АПЦ поддержал игумен Игнатий (Киут), в очередной раз "затянув старую песню тоталитарной РПЦ" (по выражению одного из присутствующих журналистов) про то, что "Церковь – институт недемократический", и поэтому "протестам и митингам не место в духовном мире православия". "Я думаю, непременно наступит время, когда у нас будут епископы и полнота духовной жизни. А эти расколы, и то, что сегодня взбудоражено все общество, оттягивают главную цель – хиротонию епископа и вселенское признание нашей Церкви", – сформулировал о. Игнатий позицию "официальной" АПЦ, добавив несколько общих слов о необходимости "смирения, согласия и любви". Заметим тут, кстати, что АПЦ является равно в той же степени не признанной "мировым православием" и "неканонической" структурой, что и Священная митрополия Абхазии, что делает весьма зыбкими ее моральное право кого-то в чем-то обличать и поучать. Действуя на "канонической территории" Грузинской Церкви, что признает и Московский патриархат, эта АПЦ самочинно не подчиняется правящему епископу Грузинской Церкви и пытается выдать себя за часть РПЦ МП, чего, в свою очередь, категорически не признают в Москве. Архимандрит Дорофей (Дбар), что называется, не остался в долгу, и буквально на следующий день так прокомментировал нападки со стороны своих оппонентов: "О. Василиск, к сожалению, был с нами до определенного времени. Сейчас он кардинально поменял свои взгляды, и все свое богословие подводит к этим взглядам. Да, без благословения архиерея литургия не совершается, но для того, чтобы эта норма соблюдалась, в Абхазии должен быть свой архиерей. Но о. Василиск почему-то об этом забывает. Хотя два года назад, когда объявляли автокефалию АПЦ, они никакого благословления архиерея не ждали. Поэтому, когда они говорят о том, что мы созвали Церковно-Народное Собрание без благословления, можно спросить: а какой архиерей тогда их благословлял? Они все поминают на службах, так же, как и мы, Патриарха Кирилла (Гундяева). Больше имени никакого архиерея за богослужением на территории Абхазии не поминается, в том числе из уст самого отца Василиска". (Между прочим, в Московской патриархии считают такое поведение всех абхазских клириков неканоничным.) Помимо прочего, достаточно резкая полемика между клириками новоафонской митрополии и "виссарионовской" АПЦ имеет место и в собственных СМИ этих церковных структур. Так, в апреле текущего года, после долгого перерыва, связанного с небрежением "виссарионовцев", возобновился выпуск газеты "Икьырсиану Апсны" ("Христианская Абхазия"), ныне выходящей в свет в качестве официального издания Священной митрополии Абхазии (распространяется бесплатно). В конце июня вышел уже 4-й номер "Христианской Абхазии", на страницах которого можно, в частности, ознакомиться с текстом соглашения, заключенного 7 августа 2007 года между иереем Виссарионом Аплиаа и иеромонахом Андреем (Ампаром). Это соглашение предусматривало назначение о. Андрея на должность секретаря епархиального совета АПЦ, "нормализацию канонического положения в Абхазии", "организацию издательской и миссионерской работы" и другие пункты. Причем, ни один из пунктов указанного документа, как особо подчеркивается, так и не был реализован по вине "виссарионовцев". В свою очередь, на официальном сайте "виссарионовской" АПЦ (http://www.aiasha.ru/) на днях появилось "Открытое письмо руководству и народу Абхазской республики, священнослужителям Абхазской церкви" за подписью настоятеля храма "Панагия Сумела" (Афины, Греция) протоиерея Элладской архиепископии Григория Пигалова, с осуждением позиции о. Дорофея (Дбара), направленной на обретение Абхазской Церковью подлинной автокефалии. Любопытно, что протоиерей Пигалов, фактически причисливший новоафонских отцов к "темным силам, которым невыгодна сильная Абхазия", в одном из своих интервью чрезвычайно лестно высказался о ненавистном абхазам Грузинском Патриархе-Католикосе Илии II: "Я благодарю Бога за то, что 11 лет прислуживал ему иподиаконом и жезлоносцем, это человек высокой культуры и духовности, и я стараюсь сохранять унаследованные от него традиции служения". Ни в коем случае не умаляя высоких достоинств Католикоса, следует отметить, что практически все абхазы, причисляющие себя к православным христианам, не только не признают над собой канонически законную (по логике их же "мирового православия") юрисдикцию Грузинской Церкви, но и открыто обвиняют Илию II в "пособничестве геноциду абхазского народа" в период сепаратистского конфликта 1992-93 гг., приведшего впоследствии к военной оккупации Россией части территории Грузии. Таким образом, публикуя материалы за авторством восторженного почитателя Грузинского Патриарха, "виссарионовцы" рискуют дальнейшим падением авторитета своего "духовного лидера" в глазах прихожан "официальной" АПЦ, число которых и без того сильно уменьшилось после основания Священной митрополии Абхазии. Любопытно и то, что письмо протоиерея Пигалова (кстати, выходца из Абхазии – понтийского грека по национальности) появилось на сайте АПЦ только в начале июля, несмотря на то, что его написание датировано 18 июня, что позволило кое-кому уличить "виссарионовцев" в "мелочных подтасовках с непонятными целями". Как видно, страсти накалились настолько, что подозрение вызывают даже такие невинные сбои, скорее всего, технического характера. Кстати, сайт "официальной" АПЦ заработал (между прочим, в зоне "РУ"!) лишь в начале мая, то есть как раз накануне Церковно-Народного Собрания в Новом Афоне, а вот это уже вряд ли можно считать случайным совпадением. Особенно учитывая полностью проваленный "виссарионовцами" пункт упомянутого выше соглашения об "организации издательской работы". Иван Переверзев, Сухуми, для "Портала-Credo.Ru" |