Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Украинская церковная тектоника. При любом варианте развития событий в Украине Чистому переулку уже нанесен непоправимый урон


Последнее заседание Священного Синода УПЦ МП ознаменовалось довольно неожиданными решениями, которые уже почти неделю будоражат немногочисленных церковных журналистов и разного рода аналитиков. Как правило, характер и уровень аналитики соответствует церковно-юрисдикционной и партийной принадлежности авторов. На сторонников украинской автокефалии синодальные постановления подействовали как звуки горна на боевого коня. Со стороны Московской патриархии, в свою очередь, прозвучали лишь невнятные и неофициальные намеки: во-первых, "вашему Собору наше фе", во-вторых, ничего особо интересного там не будет, ибо в повестке оное и не значится (таковую точку зрения можно наблюдать в ЖЖ протодиакона Андрея Кураева).

Нельзя не отметить, что оснований для оптимизма у сторонников "канонической" украинской автокефалии достаточно много. Прежде всего, даже если предстоящий Собор УПЦ МП примет сугубо символические решения, все равно "автокефализаторы" в выигрыше, а Московская патриархия – в дурацком положении. Ибо сам факт внезапного проведения такового Собора (по всем формальным признакам, кроме отсутствия формальной же автокефалии, – Собора Поместного) недвусмысленно дает понять, кто в доме хозяин. Мол, можно сколь угодно твердить про "нерушимое единство", "каноническую территорию" и про "Русский мир", но все важные решения в Украине принимают самостоятельно. Это очень яркий пиар-ход, трактовать который следует вполне однозначно.

К Поместному Собору в качестве существенного довеска идет отлучение от Церкви главы Союза православных братств Украины Валентина Лукияника. Официальная версия – за чрезмерно активную борьбу с ИНН. Однако поверить в нее трудно, ибо если всех людей, придерживающихся такого рода взглядов, начали бы отлучать от церковного общения, то ряды прихожан Московской патриархии очень быстро и очень существенно бы поредели. Гораздо логичнее предположить, что Лукияника показательно покарали за его слишком бескомпромиссную борьбу за сохранение канонического подчинения УПЦ Москве.

В совокупности, все это – уже очень немало. А ведь Собор-то еще даже не начался.

Следовательно, после такого яркого вступления сторонники автокефалии имеют определенные основания надеяться на дальнейшие успехи. Допустим, сейчас в повестке нет ни вопроса о Местоблюстителе Киевского престола, ни полной канонической независимости УПЦ МП. Но, во-первых, долго ли их туда включить? Во-вторых, очевидно, что для чего-то все-таки Собор собирают. И даже если в наиболее болезненные точки киевско-московских отношений никто не будет втыкать иголки, то все равно остается ряд второстепенных, но, тем не менее, важных вопросов.

Например, изменение состава Синода УПЦ МП. С высокой долей вероятности можно утверждать, что позиции автокефалистов усилятся. То есть, опять же, даже в самом сухом остатке выигрывают они, а не Москва.

Что же касается Чистого переулка, то здесь все обстоит ровно наоборот. То есть, даже если все пройдет по самому мягкому сценарию, соборная демонстрация церковной независимости со стороны Киева нанесет серьезный урон реальному влиянию Москвы на украинские дела. Любой вариант здесь будет для Москвы проигрышным.

И, разумеется, нельзя не вспомнить уже традиционного бенефициара всех кризисов и скандалов в церковной жизни Украины – Константинопольский патриархат. Ибо терять и приобретать ему там, непосредственно, нечего, а вот повлиять на развитие событий, в качестве первенствующей кафедры православного мира, Фанар может очень серьезно. И нет никакого сомнения, что эту возможность Константинополь не упустит. Возможно, что на этот раз фанариоты попробуют сыграть на украинском вопросе для реализации идеи реставрации пентархии. И ради сохранения УПЦ МП в составе РПЦ МП Чистый переулок, несомненно, эту инициативу (канонически как минимум нелепую) будет вынужден поддержать.

В целом, можно констатировать: дела в Украине развиваются вполне закономерно. УПЦ МП при покойном Алексии II была структурирована именно как автокефальная Церковь. Чрезвычайно широкие права ("расширенная автономия"), сделавшие ее почти совершенно независимой от Москвы, сознательная украинизация Церкви – все это не могло быть чем-то иным, кроме как прямой дорогой к украинской автокефалии. Очевидно, кому-то казалось, что подобная украинофильская политика позволит удержать Украину – мол, они и так имеют все то же, что и при автокефалии, чего же еще желать?

Увы, ответ вполне очевиден: автокефалии.

Своими украинизаторскими действиями Чистый переулок ясно тогда дал понять, что украинцев он рассматривает не только как отдельный народ, но и как отдельный субъект церковного права. А раз так, то решительно нет никаких оснований отказывать этому народу в собственной национальной Церкви.

Сразу после своей интронизации Патриарх Кирилл попытался предотвратить такой вариант развития событий. Константинополь, который способен устроить в Украине нечто вроде канонического термоядерного взрыва, кое-как задобрили. Начались частые патриаршие визиты. В качестве идеологического обоснования церковного единства была выдвинут концепция "Русского мира"…

Однако все эти усилия, по большому счету, более всего напоминали попытку прокрутить фарш назад. Идея "Русского мира" в ее нынешней кремлевской обертке мало кого способна привлечь. Что в данном случае понимается под словом "русский"? Определенно не национальность. А что же тогда? Общая православная вера? Но для того, чтобы отказать в автокефалии, это явно не повод. Поместные Церкви во всем мире объединены общей верой, но при этом автокефальны. Общие культурные корни и историческое наследие? Но это к церковной проблематике вообще никак не относится. В итоге, выдвинутая Патриархом Кириллом концепция оказалась настолько же красивой, насколько бессмысленной и никчемной.

И, вероятно, по-другому не могло быть. Противопоставить украинскому церковному национализму в Украине можно только русский церковный национализм с элементами империализма. А это чревато непризнанием украинцев отдельным народом, а Украины – состоявшимся государством (а раз так, то и никакой национальной автокефальной Церкви у них быть не может). Однако УПЦ МП сама является оплотом украинства, и поддерживать русские силы не может и не желает. Неспособен всерьез помочь им и Чистый переулок, ибо сам активно поддерживает кремлевский режим, борющийся с русским национализмом. В результате, сторонники независимости УПЦ МП обладают внятной идеологией и хорошо организованы, в то время как их промосковских оппонентов сама же Москва лишила сколько-нибудь вразумительной идейной платформы – притом что единства в их рядах изначально меньше.

Благоприятной для автокефалистов является и политическая обстановка в Украине. В известном смысле, раскладка тут вышла даже лучше, чем при Ющенко. Последний очень и очень старался изготовить то, что он именовал "единой поместной Украинской Церковью", но он, с одной стороны, даже будучи президентом, был сравнительно слабосильной политической фигурой, с другой – отпугивал своим излишним автокефалистским рвением. Прихожанин УПЦ КП, он явно был настроен созидать церковное единство вокруг Филарета и/или Константинополя, что иерархов УПЦ МП вряд ли прельщало. При этом Янукович со своими "регионалами" разыграл русскую карту, в том числе и в церковной сфере, и ругаться с ним не было никаких резонов.

Сейчас Янукович в президентском кресле, и про свои обещания русскому электорату он благополучно забыл. Вместо этого продолжен курс на евроинтеграцию, а промосковские декларации засунуты в самый темный угол. При этом Янукович пока что держится у руля крепко, ибо его партия обеспечивает ему основательную поддержку в законодательной власти на всех уровнях.

После того, как "оранжевых" сменили "бело-голубые", некоторое затишье в церковной жизни УПЦ МП было объяснимо. Всем необходимо было осмотреться: куда на самом деле движется новая власть? Ведь, смешно сказать, но чем Янукович не шутит, вдруг и в самом деле начнет "Русский мир" строить… Чуда не произошло – Украина в общем и целом продолжила движение в ранее выбранном направлении, то есть на Запад, "геть від Москви". Стало очевидно, что новая власть также против автокефалии возражать не станет. И при этом, конечно, ей будет интереснее автокефалистский проект на базе УПЦ МП, а не УПЦ КП или УАПЦ.

Подобная сумма факторов просто не может в определенный момент не выстрелить. И нет сомнений – рано или поздно выстрелит. Будет ли это на ближайшем Соборе УПЦ МП? Не факт. Во всяком случае, совсем не обязательно, что выйдет что-то грандиозное. Но то, что Чистому переулку нанесен определенный урон, – вот это как раз факт.

И уж, во всяком случае, УПЦ МП после Собора точно не будет такой же, как до него. Тектонические плиты сдвинулись. И к гулу подземных толчков каждый прислушивается на свой манер: кто с восторгом, кто с надеждой, а кто и с ужасом.

Димитрий Саввин,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования