Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Гюльчатай закрывают личики


Одной из регулярно повторяющихся тем в религиозных новостях из Западных стран (а сейчас, порой, и России) является борьба трудовых женщин с Востока за преодоление последствий их "освобождения". То тут, то там, мусульманки настаивают на своем праве ходить, фотографироваться, выступать с покрытой головой. Это — своеобразная обратная реакция, на развернувшуюся в первой половине ХХ века секуляризационную борьбу, в ходе которой, например в Турции, или в той же советской Средней Азии, чадры срывали на улице полицейские, а паранджи десятками летели в костер (человек с советским телевизионным опытом вспомнит, наверное, сцену из занудного и душераздирающего сериала "Огненные дороги"). Теперь мусульманский Восток наносит ответный удар — убежденные верующие мусульманки отстаивают предписанный им традицией образ жизни и поведения, причем иной раз пережимают, нарушая запреты, действительные, вроде бы, для всех — например отказываются фотографироваться на документы простоволосыми.

Западу приходится уступать, причем ровно в той мере, в которой он вопиюще антитрадиционен, в которой он позволяет и допускает любые экстремальные формы поведения. Ислам зашел здесь к западной цивилизации "с тылу" — и в самом деле, разрешая однополые браки, эвтаназии, наркотики, гей-парады и прочие, мягко сказать, экстраваганции, да и не просто разрешая, а идя на серьезнейшие, никогда прежде не существовавшие подвижки в законодательстве (ну никогда и нигде не существовало официального заключения браков между мужчинами!), антитрадиционный мир не может отказать и миру традиционному в его праве на "маленькие (и вполне невинные) сумасшествия". С одной стороны агрессивно относясь к религиозному фундаментализму как мировоззрению, Запад не нарушая собственной логики не может ему ничего противопоставить во всех его ненасильственных проявлениях. И в самом деле — насильственно светское государство для века мультикультурализма вещь немыслимая.

Но раздражение чувствуется. В том, как традиционалисты для самозащиты прибегают к логике "толерантности", ощущается всеми некоторый обман и некоторая нечестность. И вот уже российская журналистка возмущается мусульманкой-дзюдоисткой, которая захотела выйти на татами в хиджабе и возмутилась, когда ей отказали. Дело доходит аж до таких упреков: "Если утрировать, получается так: "Вообще-то, я порнозвезда. Только мне раздеваться не положено". Другими словами — "светскость" как антирелигиозность тоже охраняет себя как принцип, как почти "религиозную" традицию, которая должна соблюдаться — на татами как все, а на паспорт— простоволосой, а если вам не нравится, можете и вообще дзюдо не заниматься. Такой же логики придерживался некогда античный "правозащитник" Юлиан Отступник, начавший борьбу за неприкосновенность с запрещения христианам изучать языческих авторов, а закончивший кровавыми расправами.

Сказанное не означает, что христианская Европа должна смириться с тем, что ее привычный облик меняется, и что, того гляди, в некоторых кварталах Лондона и Парижа будут наказывать по шариату, а не по Кодексу Наполеона. Но она никогда не сможет защититься, доколе она является "христианской" только в том смысле, в котором она "не-мусульманская". Логика "толерантности" ко всем предполагает и толерантность к "нетолерантности", и для того, чтобы иметь право на чей-то чужой религиозный фанатизм сетовать, нужно иметь собственные религиозные принципы, причем очень твердые. Пока цивилизация Европы была основана на сколько-нибудь христианском фундаменте никакая "мусульманизация" ей была не страшна, поскольку европейцы умели побудить верующих людей других религий уважать европейские принципы. "Мультикультуральная", инфантильно-безрелигиозная цивилизация современного Запада оказывается в подобном случае либо бессильной, либо цинично несправедливой.

Желающая выступать в хиджабе девтилетняя спортсменка отнюдь не выглядит более уродливым явлением, по сравнению с желающим "венчаться" геем или желающей носить епископский омофор женщиной.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования