Можно сколько угодно прикрываться словами о "массовых беспорядках и общей нестабильности", но фактически в Кыргызстане уже началась гражданская война. Телевидение транслирует не самые лучшие фильмы: вооруженные столкновения происходят ежедневно то в одном, то в другом населенном пункте, на горных дорогах "дежурят" разбойники, а по ночам горят дома богачей. Но и само "мирное население" совершенно не собирается сдаваться на милость бандитам, и готово сражаться до последнего. Так потихоньку военизируются обычные крестьяне, торговцы и интеллигенция, которых жизнь заставляет браться за оружие. Еще немного, и жизнь их заставит уходить в горы, в партизанские отряды – родину защищать. Самой кровопролитной из всех стычек оказалось совсем недавнее противостояние между кыргызами и узбеками в городе Джалал-Абаде. Шесть погибших, более семидесяти раненых. Как на одну из причин их перестрелки часто указывают на недавнее освобождение арестованных ноокатцев. Один из членов временного правительства Алмазбек Атамбаев подготовил документы на амнистию и положил их на стол временному президенту Розе Отунбаевой. Та подписала, члены "экстремистской партии" "Хизб ут-Тахрир" (ХУТ) вышли на свободу. Ну и как могли они не приложить свою руку к массовым беспорядкам? Их сразу стали обвинять во всех смертных грехах. Тем, кто распространяет такие слухи, просто не верилось, что исламисты могут вести себя мирно. Однако на деле у них есть вполне рациональные причины, чтобы не поднимать над Бишкеком или Ошом зеленое знамя ислама. К перестрелке в Джалал-Абаде ХУТ не имеет никакого отношения, считает директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика", доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета Кадыр Маликов. Там был просто межнациональный конфликт, вызванный слишком большой активностью узбеков на кыргызской земле. Еще 12 апреля, когда сторонники экс-президента и временного правительства на площади вступили в мордобой за здание обладминистрации, а милиция попросту разбежалась, глава местных узбеков Кадыржан Батыров объявил, что будет патрулировать город со своими отрядами. И вооруженные узбекские отряды от защиты узбекских кварталов-махаллей перешли к надзору над всем Джалал-Абадом. Кыргызам это не понравилось. Затем Батыров с бригадой отправился в родовое селение эск-президента Бакиева Тейит, где разгромил и сжег дома и самого Бакиева, и его ближайших родственников. Очень это было непрактично, жечь такие великолепные дворцы, которые вполне можно было национализировать и использовать для блага народа. Но таков неумолимый закон революции - жги не хочу! Батырову никто не препятствовал, власти в таких случаях дают народу возможность выпустить пар, пусть лучше жгут и ломают, чем убивают. Но кыргызы это сочли уже невероятной наглостью. Кто такой этот узбек, чтобы жечь дом кыргызского президента? И вооруженные отряды уже кыргызов отправились громить университет, которым руководил Батыров. За все это время не было выкрикнуто ни одного религиозного призыва. Дальше желания поставить Батырова на место дело не шло. В дальнейшем, в атмосфере безвластия, обстановка может усложниться. Но дело в том, что сами исламисты хотели бы сохранить в Кыргызстане порядок и светскую демократию. Сейчас совсем рядом, в соседнем Таджикистане, за перевалом, сидит мулло Абдулло с отрядом, на территории Афганистана действуют Исламское движение Узбекистана и новое, молодое и интернациональное, исламское движение "Союз Исламского Джихада". В него входят жители республик Центральной Азии, Северного Кавказа, а также выходцы из Татарстана и Башкортостана. Сейчас они проходят вооруженную подготовку, а далее будут пытаться свергнуть авторитарные режимы в Центральной Азии, построить здесь государство по законам шариата, а дальше уже идти освобождать исконные мусульманские земли России. Сегодня они предлагают всем желающим скачать фильмы без СМС о том, как денно и нощно ведется подготовка будущих героев джихада на закрытых спецбазах. Кыргызстан – единственная страна в Центральной Азии, которую не требуется освобождать от диктатора-правителя. Это настоящий "островок демократии", и все местные исламисты достаточно комфортно себя здесь чувствуют. Они могут здесь спокойно жить, здесь их практически не преследуют за убеждения. Сюда бегут те, кого преследуют у соседей – в Узбекистане, Таджикистане или Казахстане. И они могут пойти на выборы законным путем, войти в парламент. Последняя ставка в политической игре ХУТ – это приказ своим членам рассредоточиться по крупным политическим партиям, и уже там вести работу – и с членами самих партий, и с избирателями. Какая бы партия ни заняла главенствующее положение в парламенте, свои люди от ХУТ в ней будут. То есть ХУТ кровно заинтересован в возврате Кыргызстана к миру и демократии. Небольшой барьер проникновению ХУТ в политику может поставить то, что в новом варианте кыргызской конституции сохраняется понятие "светское государство". "Как член конституционного совещания я могу засвидетельствовать, что страсти вокруг светского статуса кипели не шуточные, – делится впечатлениями Кадыр Маликов. – Государство осталось светским, но, к сожалению, большинством голосов была принята прежняя модель светского государства. Всего есть три модели. Первая – французская или атеистическая, знакома была нам по Советскому Союзу. В ней Церковь целиком и полностью отделена от государства, и по большому счету тот же госчиновник не имеет права на религиозные убеждения. У государства всегда есть рычаг давления в виде борьбы с "религиозным дурманом" во властных структурах. По второй модели, как в Англии или Турции, государство активно сотрудничает с религиозными организациями. А по третьей, одна из конфессий открыто признается главенствующей, как в Греции или негласно в России. У нас сохраняется французская модель. Хотя пора от нее отходить, переходить ко второй модели, когда есть возможность действовать либеральным христиански и мусульманским партиям". Главная задача конституционной реформы в Кыргызстане в сфере религиозной политики – лишить государство возможности преследовать своих граждан за религиозные убеждения. Только отказавшись от таких преследований можно добиться стабильности в обществе. Ведь религия – не враг, а гарант идейных ценностей и традиций. Разумеется, все это имеет значение лишь в том случае, если Кыргызстан сохранится как мирное государство, а не погрязнет в гражданской войне. Екатерина Штольц, для "Портала-Credo.Ru" |