Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Островок в исламском мире. Почему исламисты не спешат превращать Кыргызстан в исламское государство?


Можно сколько угодно прикрываться словами о "массовых беспорядках и общей нестабильности", но фактически в Кыргызстане уже началась гражданская война.

Телевидение транслирует не самые лучшие фильмы: вооруженные столкновения происходят ежедневно то в одном, то в другом населенном пункте, на горных дорогах "дежурят" разбойники, а по ночам горят дома богачей. Но и само "мирное население" совершенно не собирается сдаваться на милость бандитам, и готово сражаться до последнего. Так потихоньку военизируются обычные крестьяне, торговцы и интеллигенция, которых жизнь заставляет браться за оружие. Еще немного, и жизнь их заставит уходить в горы, в партизанские отряды – родину защищать.

Самой кровопролитной из всех стычек оказалось совсем недавнее противостояние между кыргызами и узбеками в городе Джалал-Абаде. Шесть погибших, более семидесяти раненых. Как на одну из причин их перестрелки часто указывают на недавнее освобождение арестованных ноокатцев. Один из членов временного правительства Алмазбек Атамбаев подготовил документы на амнистию и положил их на стол временному президенту Розе Отунбаевой. Та подписала, члены "экстремистской партии" "Хизб ут-Тахрир" (ХУТ) вышли на свободу. Ну и как могли они не приложить свою руку к массовым беспорядкам? Их сразу стали обвинять во всех смертных грехах. Тем, кто распространяет такие слухи, просто не верилось, что исламисты могут вести себя мирно. Однако на деле у них есть вполне рациональные причины, чтобы не поднимать над Бишкеком или Ошом зеленое знамя ислама.

К перестрелке в Джалал-Абаде ХУТ не имеет никакого отношения, считает директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика", доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета Кадыр Маликов. Там был просто межнациональный конфликт, вызванный слишком большой активностью узбеков на кыргызской земле. Еще 12 апреля, когда сторонники экс-президента и временного правительства на площади вступили в мордобой за здание обладминистрации, а милиция попросту разбежалась, глава местных узбеков Кадыржан Батыров объявил, что будет патрулировать город со своими отрядами. И вооруженные узбекские отряды от защиты узбекских кварталов-махаллей перешли к надзору над всем Джалал-Абадом. Кыргызам это не понравилось. Затем Батыров с бригадой отправился в родовое селение эск-президента Бакиева Тейит, где разгромил и сжег дома и самого Бакиева, и его ближайших родственников. Очень это было непрактично, жечь такие великолепные дворцы, которые вполне можно было национализировать и использовать для блага народа. Но таков неумолимый закон революции - жги не хочу! Батырову никто не препятствовал, власти в таких случаях дают народу возможность выпустить пар, пусть лучше жгут и ломают, чем убивают. Но кыргызы это сочли уже невероятной наглостью. Кто такой этот узбек, чтобы жечь дом кыргызского президента? И вооруженные отряды уже кыргызов отправились громить университет, которым руководил Батыров.

За все это время не было выкрикнуто ни одного религиозного призыва. Дальше желания поставить Батырова на место дело не шло.

В дальнейшем, в атмосфере безвластия, обстановка может усложниться. Но дело в том, что сами исламисты хотели бы сохранить в Кыргызстане порядок и светскую демократию. Сейчас совсем рядом, в соседнем Таджикистане, за перевалом, сидит мулло Абдулло с отрядом, на территории Афганистана действуют Исламское движение Узбекистана и новое, молодое и интернациональное, исламское движение "Союз Исламского Джихада". В него входят жители республик Центральной Азии, Северного Кавказа, а также выходцы из Татарстана и Башкортостана. Сейчас они проходят вооруженную подготовку, а далее будут пытаться свергнуть авторитарные режимы в Центральной Азии, построить здесь государство по законам шариата, а дальше уже идти освобождать исконные мусульманские земли России. Сегодня они предлагают всем желающим скачать фильмы без СМС о том, как денно и нощно ведется подготовка будущих героев джихада на закрытых спецбазах.

Кыргызстан – единственная страна в Центральной Азии, которую не требуется освобождать от диктатора-правителя. Это настоящий "островок демократии", и все местные исламисты достаточно комфортно себя здесь чувствуют. Они могут здесь спокойно жить, здесь их практически не преследуют за убеждения. Сюда бегут те, кого преследуют у соседей – в Узбекистане, Таджикистане или Казахстане. И они могут пойти на выборы законным путем, войти в парламент. Последняя ставка в политической игре ХУТ – это приказ своим членам рассредоточиться по крупным политическим партиям, и уже там вести работу – и с членами самих партий, и с избирателями. Какая бы партия ни заняла главенствующее положение в парламенте, свои люди от ХУТ в ней будут. То есть ХУТ кровно заинтересован в возврате Кыргызстана к миру и демократии.

Небольшой барьер проникновению ХУТ в политику может поставить то, что в новом варианте кыргызской конституции сохраняется понятие "светское государство". "Как член конституционного совещания я могу засвидетельствовать, что страсти вокруг светского статуса кипели не шуточные, – делится впечатлениями Кадыр Маликов. – Государство осталось светским, но, к сожалению, большинством голосов была принята прежняя модель светского государства. Всего есть три модели. Первая – французская или атеистическая, знакома была нам по Советскому Союзу. В ней Церковь целиком и полностью отделена от государства, и по большому счету тот же госчиновник не имеет права на религиозные убеждения. У государства всегда есть рычаг давления в виде борьбы с "религиозным дурманом" во властных структурах. По второй модели, как в Англии или Турции, государство активно сотрудничает с религиозными организациями. А по третьей, одна из конфессий открыто признается главенствующей, как в Греции или негласно в России. У нас сохраняется французская модель. Хотя пора от нее отходить, переходить ко второй модели, когда есть возможность действовать либеральным христиански и мусульманским партиям".

Главная задача конституционной реформы в Кыргызстане в сфере религиозной политики – лишить государство возможности преследовать своих граждан за религиозные убеждения. Только отказавшись от таких преследований можно добиться стабильности в обществе. Ведь религия – не враг, а гарант идейных ценностей и традиций. Разумеется, все это имеет значение лишь в том случае, если Кыргызстан сохранится как мирное государство, а не погрязнет в гражданской войне.

Екатерина Штольц,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования