Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Без обвинительного уклона. Стремление челябинских чиновников выяснять отношения со Свидетелями Иеговы даёт власти возможность нормализовать отношения с организациями, незаслуженно вписанными в экстремистский реестр


Стремление челябинских чиновников выяснять отношения со Свидетелями Иеговы, выигравшими в своё время процесс в Европейском суде, как ни странно, даёт возможность федеральной власти нормализовать отношения с религиозными организациями, незаслуженно записанными в экстремистский реестр.

Происходящее в последние месяцы со  Свидетелями Иеговы и саентологами при непосредственном участии российских властных структур напоминает игру в злого и доброго следователей. Как известно, несмотря на различия в подходах, оба  делают одно общее дело. 

Нетрудно догадаться, что при распределении ролей быть "злыми" определено  многочисленным силовикам. Что называется, "по должности", хотя такое положение дел объясняет ещё далеко не всё. В отсутствие специализированных гражданских институтов власти, занимающихся религиозной проблематикой, да и сколько-нибудь внятных конфессионально-нейтральных представлений, которые бы оправдывали в глазах чиновников реальное многообразие религиозных течений и их юрисдикционных форм (существующих веками, появившихся десятилетия назад, становящихся на наших глазах или способных появиться в будущем), в России 2000-х произошла абсолютизация форм силового и непубличного контроля государства за религиозными процессами.

"Добрым" следователям, т.е. гражданским чиновникам, безбрежное религиозное многообразие точно так же не по душе, как и силовикам. Однако правила приличия, которые приходится соблюдать, по крайней мере, на самых верхних этажах власти, - как-никак приходится общаться с иностранными политиками, создавать положительный образ страны и тесно связанного с госструктурами бизнеса за рубежом, - не позволяют открыто солидаризироваться с радикальными предложениями силовиков.

Так, "злым" и "добрым" следователям пришлось согласовывать общую стратегию, наиболее наглядно проявившуюся в прошлом году в деле о ликвидации Таганрогской общины Свидетелей Иеговы. Смысл её прост. Пускай "проблемные" конфессии – Свидетели Иеговы и саентологи - легально существуют, поскольку правоприменительная практика в отношении этих религиозных организаций цивилизованных государств, несмотря на все заявления доморощенных антикультистов и разного рода "патриотов", не позволяет российским властям принять однозначно репрессивное решение в отношении целых вероисповеданий, да и оказаться в одной компании гонителей с Северной Кореей – как-то не очень прилично. Вместе с тем, осуждённые доктринальные тексты на манер радикально-исламистской литературы   можно будет и запретить. 

Повторное применение таганрогской стратегии, когда под запретом сибирского суда оказались книги Рона Хаббарда, лишний раз указывает на то, что мы имеем дело именно со сформированной государственной стратегией.

Но, похоже, давая согласие на разработку проекта нейтрализации, столь хитроумно сужающего возможности оказавшихся неугодными в России религиозных организаций, "добрые" следователи не учли одного обстоятельства. А именно, что чиновники на местах давно имеют "большой зуб" на верующих, дошедших до Европейского суда по правам человека, и только  ждут любой команды начать действия в отношении тех, кого  считают своими едва ли не "кровными" обидчиками. Ведь, согласно логике носителей "российской власти" (термин политолога Лилии Шевцовой), они ни при каких обстоятельствах не могут проиграть дело рядовым гражданам в суде.

Иначе стремление челябинских силовиков возбудить уголовное дело против общины Свидетелей Иеговы, объединившей людей с  ограниченными возможностями, трудно объяснить. Предыдущие действия  силовиков (обыски, изъятия, проверки и даже возбуждения уголовных дел) в общем и целом укладывались в комплекс превентивных мероприятий, препятствующих распространению запрещенной литературы; они преследовали лишь цель демонстрации карающего меча. Пример тому - события в Тамбове, где эта всероссийская кампания начиналась. Уже через короткий промежуток времени дело было закрыто.

Однако произошедшее в Челябинске кардинальным образом меняет договорное распределение ролей "злых" и "добрых" следователей и требует вмешательства федерального уровня подобно тому, как это случилось после  смертей подследственных в камерах СИЗО. 

Если и это не поможет, у руководства российских Свидетелей Иеговы остаётся один шанс: объявить миру об эмиграции всех своих единоверцев, которые решатся на этот шаг и, соответственно, поиске стран, готовых принять людей, преследуемых в своей стране по религиозным мотивам. Потенциально, ни много ни мало, с членами семей Россию могут покинуть несколько сотен тысяч её граждан. И, вопреки мифам антикультистов, беженцев будут охотно принимать.

Может быть, тогда в российском политическом истеблишменте появится желание увидеть проблемы религиозных организаций без обвинительного уклона?

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-Сredo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования