Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Кирилл дошел до атомов, призвал благоговеть перед дырами, но наткнулся на возрождающийся дух диссидентства


Сегодняшние студенты, как и молодёжь вообще, - самая аполитичная часть российского общества. И это сущая правда. Но при этом - далеко не вся.

Логика социальных процессов напоминает действие химического закона сохранения массы веществ. То есть отсутствие чего-то в одном месте социума предполагает его избыток в иных сферах общественной жизни. Та же аполитичность с лихвой может возмещаться, кстати, повышенной религиозностью. Однако, и с этим в России (при декларируемой восьмидесятипроцентной православности) тоже не всё просто. Молодёжь, несмотря на тихую радость батюшек, умиляющихся от лицезрения появившейся в последние годы на их приходах разновозрастной паствы, не является примером институционально-религиозного поведения для других возрастных групп. Даже в самой православной области России - Белгородской (как показал опрос 2007 г., результаты которого являются базовыми для стратегии Миссионерского отдела РПЦ МП) - "во всех возрастных группах, за исключением пенсионеров, активно формируются индивидуалистические установки: лишь 13 % опрошенных согласны с суждением, что надо работать на благо страны, а не только на себя".

При общем кашеобразном религиозном мировоззрении молодых людей в массе своей они совершенно искренне считают себя православными и, разумеется, за отсутствием примеров других юрисдикций перед своими глазами, приверженцами РПЦ МП.

Такая не связанная с реальной Церковью идентификация считается в РПЦ МП надёжным потенциальным ресурсом некоего будущей церковной институциализации. Хотя в более или менее "естественных" условиях последних 15-20 лет процесс воцерковления молодёжи проходил довольно туго, в "титульной Церкви" весьма распространено убеждение, что в православном окружении, да ещё с применением "административного ресурса" дело обязательно начнёт спориться. В светских вузах по просьбам епархий РПЦ МП – настоятельным и не очень - наиболее рьяные ректоры без какого-либо осмысления современных зарубежных альтернатив (например, получившего всеобщее распространение обустройства богослужебных помещений с поочерёдным совершением в них ритуалов разных вероисповеданий) стали открывать церкви одной-единственной юрисдикции. И это в признаваемой российской властью поликонфессиональной стране! Между прочим, в официальной современной политической лексике России из двух этих терминов - "светскость" и "поликонфессиональность" - предпочтение явно отдаётся второму. Более того, историческая поликонфессиональность Россия является предметом гордости административно-управленческого, а, значит, иполитического класса РФ.

Вместе с тем, политический режим "суверенной демократии" всячески поощряет молодёжную аполитичность в самом что ни на есть её базовом смысле, чего, как отмечают аналитики, не было даже в СССР (другое дело, что власть в советское время приветствовала только одно "правильное" понимание политики).

Таким образом, студентам (молодёжи), вытолкнутым из политики, власть вместе со стремительно огосударствливающейся Церковью предлагают приобщиться к политике, правда, в неком "духовно-нравственном" измерении. Перспектива, если разобраться, не шуточная.

Однако нынешнюю российскую молодёжь её положение вполне устраивает, в массе своей она разделяет установки "суверенной демократии". Так что из стремления быть подальше от политики и власти, уж никак не следует желание оказаться в объятиях огосударствливающейся Церкви.

Да, среди молодёжи существуют разного рода политически определившиеся группы - от откровенно провластных, карьерных (чьи масштабы и влияние по сравнению с советским периодом существенно ограничены) до откровенно оппозиционных разной идеологической окраски.

Так что "движение подписантства" за удаление церковного символа с территории вуза с акцентом на политический и идеологический нейтралитет, начатое студентами МИФИ, имеет гораздо больше шансов быть понятым и среди студенческой молодёжи, и в "большом" обществе, нежели стремление ректората соответствовать нынешним новомодным начальственным стандартам.

Кроме того, МИФИ - вуз явно не простой. В отобранных для поддержки талантов в лучших университетах-инкубаторах сам собой начнёт, а, может быть, уже и начал культивироваться отличавший тех же ядерщиков советского времени дух свободы и, разумеется, диссидентства во всех его возможных проявлениях.

Михаил Жеребятьев,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования