Варшавской встречи между представителями РПЦ МП и епископата католической Церкви в Польше "почти на высшем уровне" очень ждали. Задолго до своего начала, запланированного на 26 февраля, это событие получило в Польше хорошую "прессу". Причем, даже не столько событие, сколько личность нового главы ОВЦС МП митрополита Илариона (Алфеева). О нем писали исключительно в позитивной тональности – и молодой, и в Оксфорде диссертацию защищал. Припомнили также его недавние резко антисталинские пассажи. Среди польского духовенства было распространено убеждение, что первая встреча с участием Илариона станет началом процесса переоценки отношений двух наших народов. Именно народов, а не стран, ибо, как подтвердил в своем заявлении после встречи с заместителем Илариона примас Польши Хенрик Мушиньский, стороны не рассматривали проблемы нынешних отношений между Россией и Польшей как государствами. Речь шла о драматических моментах нашей общей истории нового и новейшего времени, до сих пор являющихся очень болезненными во взаимоотношениях русских и поляков. Ох, нелегкая это работа – из болота тащить изрядно увязшего в нем бегемота российско-польских отношений. Проблемы в политических отношениях между Россией и Польшей за последние три столетия катастрофически отразились на отношениях между двумя народами, порождая взаимные предрассудки и неприязненные стереотипы. Едва ли в отношениях с каким-то другим народом у русских накопилось столько стереотипов. Мало того, эти стереотипы приобрели и очень значительную религиозную окрашенность, ибо в силу совершенно объективных причин русские соприкасались с католичеством именно через поляков (из польского языка в русский, кстати, пришло обиходное название католического храма – "костел"), а поляки с православием – через велико-, мало- и белороссов. И даже исходя из этого, понятно, что Церковь и религия в отношениях между двумя народами должны играть ключевые роли. Судя по уровню варшавской встречи, она намечалась для чего-то более значительного, чем просто знакомство друг с другом и начало некоего протокольного процесса. Польскую сторону представляли три епископа - собственно примас Польши Мушиньский, генеральный секретарь Конференции польского епископата Станислав Будзик и глава Экуменического совета епископ Тадеуш Пикус. Последний прекрасно владеет русским языком, осведомлен о ситуации в России и в целом являет собой личность достаточно энергичную, "мотор" многих серьезных церковных проектов. Во многом благодаря именно его усилиям в Москве был возвращен верующим храм Непорочного Зачатия Девы Марии, а автор этих строк получил стипендию в Люблинском католическом университете. Понятно, что ждали митрополита Илариона. А он возьми, да и застрянь в пробке. Честно говоря, хочется пожелать на будущее чиновникам ОВЦС МП в подобных случаях придумывать более дипломатически правдоподобные "отмазки". Ну кто, особенно из бывавших в Москве с ее тысячами "мигалок", поверит в то, что второе лицо в крупнейшей православной Церкви мира взяло и так вот не рассчитало свой трансфер в аэропорт. Он же не на маршрутке и не на городском такси добирался. Специфика работы или, если угодно, служения никак не позволяет главе ОВЦС МП просто так опоздывать в аэропорт, в то время как всякая бизнес-шантрапа из разного рода сырьевых компаний спокойно облетает пробки на своих мерседасах, не щадя ничьего живота… Скорее всего, причины отказа Илариона от визита в Польшу связаны с определенными "подводными" течениями в руководстве РПЦ МП и России, где неоднозначно оценивают перспективы русско-польских и православно-католических отношений. Имеются сведения, что на этой встрече планировалось обсуждение совместного послания российского и польского епископатов. Очевидно, что некие заготовки и мысли по этому поводу имелись у польской стороны, но вряд ли свою позицию была готова обозначить сторона российская. Более того, если речь идет о документе, в котором должна содержаться некая оценка, некий взгляд на совместную историю, то в роли "кающейся" окажется именно Россия, точнее, в данном случае, РПЦ МП. А на это вряд ли согласны многие в высшей иерархии, и в том числе главный сановник РПЦ МП. Думается, не следует особенно переоценивать пресловутое "филокатоличество" нынешнего Патриарха. Многие его высказывания, дела, а также действия РПЦ МП в целом свидетельствуют о том, что отношения с католичеством – лишь часть некоего "имиджмейкинга" московской Церкви, но никоим образом не реальная политика, направленная на достижение практических результатов. Очевидно, что пресловутый "диалог с католиками" ведется… ради самого диалога, который обречен быть очень-очень долгим. Об этом свидетельствуют и обтекаемые фразы из коммюнике по итогам встречи, в котором говорится о начале диалога и необходимости его дальнейшего продолжения, и интервью игумена Филиппа (Рябых), в котором он обозначил точки соприкосновения между двумя Церквами (обе Церкви большинства в своих странах, обе должны действовать в деле защиты христианских ценностей в Европе, а также обмениваться опытом церковной жизни в посткоммунистических странах). Все это, конечно, хорошо, но ничего не дает, и никак не влияет на русско-польские отношения. Зато в этом явно заметно стремление затянуть и заболтать диалог. Видимо, в Чистом переулке несколько опасаются того, что молодой, образованный и, наверное, проевропейски ориентированный иерарх начнет совершать самостоятельные шаги, несколько выходящие за рамки нынешней церковно-политической, да и государственно-политической линии. И предложили Илариону не спешить, а спокойно посидеть "в пробке"… Только вот как бы она ни оказалась пробкой, наглухо заткнувшей реальный польско-российский межцерковный диалог, превратив его в долгоиграющую имитацию. Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |