Случившееся недавно в далекой тропической стране Гаити землетрясение не меньше, чем земную кору, потрясло также и духовную атмосферу человеческого общества. Это и понятно – ведь эту самую атмосферу сегодня определяют, скажем прямо, апокалиптические тональности. Они вполне естественны для эпохи "стыка тысячелетий" на фоне резко активизировавшегося процесса глобализации и упадка традиционных культур. Прибавим к этому информационную насыщенность мирового пространства, бурное развитие Интернета, благодаря чему каждый житель земли теперь оперативно может узнать все о больших и маленьких проблемах, сваливающихся на нас в разных концах планеты. Не будем сбрасывать со счетов и "культурную миссию" Голливуда, который чрезвычайно увлекся в последнее время апокалиптическими сюжетами. Обозрев все это, мы поймем, почему гаитянские события вызвали значительный отголосок в душах людей религиозных. Отреагировало на эту трагедию и мировое православие. РПЦЗ МП в первые же дни после трагедии собрала 50 тысяч долларов. РПЦ МП внутри России, правда, ничего подобного, несмотря на имеющиеся в ее распоряжении ресурсы, не предприняла. А российские СМИ с каким-то черным сарказмом поведали, что на специально открытый российским отделением Международного общества Красного Креста счет, средства с которого должны были направляться в помощь жертвам землетрясения на Гаити, не поступило ни рубля! Однако в далеком от Гаити Казахстане, устами своего предстоятеля, Патриарха Кирилла (Гундяева), РПЦ МП высказалась в том, духе, что трагическое бедствие было послано народу Гаити, погрязшему в бедности, других пороках и не сумевшему "реализовать себя". В переводе с церковно-гомилетического на нормальный русский язык смысл этого пассажа следующий: покарали народ Гаити свыше за бедность, наркоманию и другие пороки, возникшие на этой почве. При всей житейской "сермяжности" этой логики к данному патриаршему высказыванию было привлечено повышенное внимание. Многие даже абсолютно секулярные аналитики обратили внимание на некоторый диссонанс подобной логики и высокой евангельской морали. Ясно, что бедность и нищета сами по себе не могут быть признаны позитивными явлениями, однако все же никогда ни православная, ни католическая традиция не ставили в вину бедным их бедность, или даже нищету. Более того, можно вспомнить, что на Всемирном русском народном соборе (а это, как все мы хорошо знаем, – проект тогда еще митрополита Кирилла) в 2007 году обсуждалась проблема бедности и борьбы с ней. И тогда же двусмысленно было заявлено, что бедность – проблема социальная, порождена она в значительной степени тем, что на другом общественном полюсе скопились значительные богатства, и призвал к решению этой проблемы тех, в чьих руках находится это решение, - бизнесменов-нуворишей и государство. Но на Гаити, судя по высказываниям Патриарха, все совсем наоборот; постановления ВРНС на эту "проклятую" страну не распространяются. Бедность здесь никакая не социальная проблема, а лишь свидетельство некоего очень расплывчатого и непонятного "кризиса духа". Ведь гаитяне только тем и занимались, что жили в нищете, наркоманили и страшным культом Вуду увлекались. Как они при этом еще умудрялись физику-математику у питерских профессоров изучать, сказать трудно. И как-то забывается еще то, что было так в нашей новейшей истории, когда Вашингтон и Запад в страхе перед экспансией коммунизма насаждал в латиноамериканских и африканских странах "своих сукиных сынов", не особенно обращая внимание на то, что эти ребята творят на самом деле со своими странами и народами. Гаити - тому красноречивейший пример. Кстати, изреченная Патриархом Кириллом мысль, так удивившая представителей православной традиции, сближает его с кальвинизмом и англо-саксонским протестантизмом. Это там бедность порок, это у протестантов, если ты беден - значит, прежде всего, это Бог тебя не избрал. Кстати, идея о том, что быть бедным и безуспешным – плохо, является одной из ключевых у харизматиков-неопятидесятников, которых в патриархии очень не любят. Можно, конечно, предположить, что московский предстоятель где-то немного не так высказался, как хотел, да еще и г-н Легойда, председатель Информационного отдела РПЦ МП, взял на себя ответственность за неправильную передачу патриарших слов (хотя слова эти были произнесены на многолюдном собрании, и их зафиксировал далеко не один г-н Легойда). Все же долгий перелет, и самолет, неожиданно приземлившийся в Астане вместо Алма-Аты... Но, наблюдая эти события в контексте процесса общего развития РПЦ МП в последнее время, понимаешь, что подобные сентенции неслучайны, а вполне закономерны. Они закономерны для тех, кто живет и работает под девизом "Солидный Господь для солидных господ". Успешные бизнес- и политические менеджеры предпринимают попытку сформировать вокруг себя послушную идейно-духовную среду. Происходит это в обществе, в котором после посткоммунистического дележа собственности наступила фаза отключения всех и всяческих социальных лифтов с тем, чтобы всякие "не свои" на эту собственность и положение вещей не покушались. Отсюда – иконы в новорусских поселках, другие явления подобного рода, а также все более зримое разделение официальной Церкви на "высокую" и "низкую". В "высокой" Церкви мы имеем иерархов с репутацией "филокатоликов", епископов-композиторов, великосветские тусовки в зале соборов ХХС и протчая, протчая… В Церкви "низкой" - cплошь и рядом ксенофобия и дремучий клерикал-национализм, когда на головы наших учащихся и военнослужащих сваливаются огромные массы словес про патриотизм, про враждебность всего западного, восточного - в общем, "не нашего". И в эту систему очень хорошо встраивается идея о том, что дело помощи бедным – дело рук самих бедных. Хотя в нашей стране значительная часть бедных — это работающие и работящие люди, у которых практически нет надежды когда-либо выбраться из бедности. А теперь все ясно, дело, оказывается, в "глубинном состоянии человеческого духа". Видимо, настолько глубинном, что никто не в силах в эти глубины заглянуть и объяснить, как конкретно Церковь может этим людям помочь. Зато хорошее основание, чтобы заявить cамвона: "Бедный и нищий, спасайся сам! Кто как может". А кто не может? Валерий Емельянов, для "Портала-Credo.Ru" |