Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

НА РЕЛИГИОЗНОЙ ВОЙНЕ КАК...?


"Мы живем практически в условиях войны", — заявил вчера на церемонии получения митрополичьего паллиума из рук Папы Римского глава российских католиков Тадеуш Кондрусевич. Широкомасштабные боевые действия, в которые переросла вялотекущая конфронтация между РПЦ МП и Римско-Католической Церковью, начались тогда, когда Ватикан, в строгом секрете от своих давних партнеров по экуменическому диалогу, принял решение о преобразовании католических "апостольских администратур" в полноценные церковные структуры — епархии и об учреждении в России единой католической митрополии. РПЦ МП расценила этот ход как вторжение на свою "каноническую территорию", выступив с исключительно резкими заявлениями, и война началась. На этой войне пока не стреляют (хотя в Москве утверждают, что на Западной Украине бывает и такое) и довольно редко прибегают к силовым действиям (хотя отдельные примеры таковых, вроде высылки из России католического епископа Ежи Мазура, уже есть). Но тем большее значение приобретают "выстрелы" на пиаровском и полемическом фронтах, с завидной регулярностью производимые обеими "воюющими" сторонами.

"Министерство иностранных дел" Московского патриархата — Отдел внешних церковных связей -- выступил в понедельник с наиболее развернутым и подробнымизложением позиции православной стороны в этом конфликте — справкой "Католический прозелитизм среди православного населения России". Формально справка адресована главе Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Вальтеру Касперу, но, по сути, перед нами "пиаровский" документ для внутреннего употребления — авторы не столько аргументируют и убеждают, сколько заявляют позицию и вводят риторически обороты и клише, которыми могут воспользоваться журналисты. Тем интересней посмотреть — каков тот пиаровский образ, который создает для себя доминирующая в России конфессия в этой непростой ситуации.

Этот образ состоит из двух половинок, предназначенных для разных аудиторий. Для внешней, либеральной и экуменичной — это образ обманутой и почти обесчещенной "экуменической жены" Ватикана, которая стала жертвой отступления римо-католиков от курса на сближение христианских Церквей, провозглашенного на Втором Ватиканском соборе в 1960-х. Для аудитории внутренней, почвенной и антизападнической — это образ национальной Церкви, обороняющейся от агрессивного вторжения иностранных миссионеров, которые не держат русских ни за христиан, ни вообще за культурных людей. Постоянные риторические перебежки от одного образа к другому дают неповторимый эффект, когда с разницей в несколько абзацев сперва поносится католическое либеральное "аджорнаменто", а затем католиков упрекают в отступлении от его принципов.

Смысл позиции, заявленной РПЦ МП, таков — Римско-Католическая Церковь сама признала РПЦ МП "Церковью-сестрой", что на экуменическом арго означает отсутствие для членов такой Церкви необходимости переходить в католичество, чтобы с точки зрения католиков считаться "членами Церкви". Аналогично и православные признают "сестринство" католиков, что выражается в отказе от православного миссионерства на "традиционно католических" территориях, от назначений епископов на кафедры, дублирующие кафедры католических епископов и т.д. Другими словами — католики и православные пообещали, что больше не стремятся обратить друг друга в свою веру, поскольку каждая из вер "спасительна". Теперь же католики нарушают это обещание, эту клятву вечной верности брата сестре.

Конечно, могут возразить из Ватикана, католики ничего такого не обещали. Для Римского престола экуменизм был и остается лишь более адекватной "текущему моменту" формой приведения православных, "нехалкидонитов" и англикан под власть Римского Епископа. Отличие экуменизма от насильственных или добровольно-принудительных "уний", которые за свою историю не раз больно били по православным, — не в сути, а только в большей "продуманности" нынешнего подхода (об этом ярко сказано в послании Иоанна Павла II украинским греко-католикам "Магнум Баптизми Донам" от 14 февраля 1988 г.). Соответственно — Православие воспринимается нынешними католиками(католики "довтороватиканские" смотрели на него как на раскол-"схизму") не как иное "вероучение", а как "традиция восточных Церквей", прежде всего обрядовая. Никакого другого "экуменизма" Ватикан, активно участвующий во всех экуменических мероприятиях, своим партнерам не предлагает, хотя и активно пользуется соответствующей риторикой, которая считается в современной церковной политике единственно "политкорректной". Поэтому когда надежды 1960-70 гг. на скорое экуменическое слияние православных и католиков не сбылись, Ватикан перешел к более прямому методу перевода "Востока" под спасительную папскую власть, используя весь богатый миссионерский инструментарий, накопленный за многие столетия.

Нельзя сказать, что католики используют свой инструментарий достаточно эффективно — среди многих, иногда душераздирающих, примеров католической миссионерской активности, приводимых в справке ОВЦС МП, на удивление отсутствуют сообщения о результатах этой активности. Католики учили и учили детей по своему катехизису, но остается совершенно неясным — научились ли дети и стали ли сами они от этого католиками. Эта неэффективность связана с тем, что экуменическая риторика сковывает и другую сторону. Формально католики не миссионерствуют, и, тем более, не занимаются "прозелитизмом" (то есть переводом православных в католики), а преподают, обучают, знакомят "с христианством вообще", да и то не православных, а только "агностиков", тех из россиян, кто не считает себя вполне принадлежащим к какой-либо конфессии. Другими словами — боясь открыто утверждать, что они переводят в свою веру русских православных, ибо вера католическая "истинна", католики вынуждены делать вид, что проповедуют среди язычников на обезбоженной земле, а православных это не касается, и они могут спасаться в своей Церкви.

Теперь уже экуменическая позиция подводит католиков. Представители Русской Православной Церкви кроют их утверждение следующим аргументом — в России многовековая христианская традиция в "православном" изводе, даже русские неверующие — это "православные" неверующие и обращать их — дело православных. "Сегодня же западные миссионеры, по сути, эксплуатируют удобренную Православием благодатную почву — душу Россиянина, отличающуюся доверчивостью и открытостью к Слову Божию". Против такой позиции, подменяющей церковный критерий критерием культурным, можно было бы многое возразить, но не в той логике, которую избрали обе стороны для разговора, но не для действия.

Вынужденные много говорить об "уважении к православной традиции", католики и в самом деле действуют как миссионеры среди населения, которое с их канонической точки зрения должно считаться либо раскольничьим, либо вообще языческим. Православные, защищаясь от иноверческой миссионерской проповеди, вынуждены в качестве аргумента выставлять некое "нарушение этики межхристианского сотрудничества" и ставить себе в заслугу то, что отказались от проповеди Православия целому ряду народов (более консервативные православные церковные группы проповедуют Православие в Западной Европе очень активно. Да и сами последователи РПЦ МП не могут сдерживать свою миссионерскую активность, только об этом стыдливо умалчивается. Хорошо хоть "канонические прещения" за миссионерство в Западной Европе на клириков РПЦ МП еще не накладывают).

Язык экуменического компромисса заставляет обе стороны лгать, в той ситуации, которая предельно ясна, — каждая из конфессий имеет полное право на ненасильственную миссионерскую проповедь в любом уголке земли, там, где есть хоть один человек, готовый услышать слово Истины. Поскольку полнота Истины, по мнению каждой из конфессий, принадлежит только одной из них, никто, нигде и никогда не может быть лишен права на эту полноту.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования