Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Контролировать, возглавить или "просветить"? Почему введение книжно-газетной цензуры в РПЦ МП ни на что не повлияет


Как истинный "антикризисный менеджер" нынешний Патриарх РПЦ МП должен иметь план. Лучше, конечно, было бы сказать "мечту", но слово такое не для менеджера. Поэтому мы говорим "план". План того, что он в результате желает получить. И, будем надеяться, план такой у него есть. Разумеется, менеджер до поры до времени многого не разглашает, держа свои "ноу-хау" в секрете, но все же кое-что нам открыто. Причем было открыто еще до восшествия Кирилла на высший церковный престол.

В сравнительно далеком 2002 году тогда еще митрополит Кирилл довольно емко сформулировал идеал того православного общества, которое он желал бы видеть под своим омофором. Поводом для формулирования была всероссийская перепись населения. В опросном листе, как считал митрополит Кирилл, отсутствовала одна важная, с его точки зрения, графа. "Иногда мы робко говорим о том, что да, вы знаете, вот может и не надо включать графу переписи "вероисповедание", - говорил Кирилл. - А я считаю, что надо было бы включить. И раз и навсегда положить конец всем этим спекуляциям о многоконфессиональности. Если у нас 4-5 % мусульман (вот какая статистика), так это же не многоконфессиональность, - это меньшинство. Если у нас меньше 1 % людей неправославных христиан - это меньшинство…Потому что только нужно разъяснить людям, что каждый крещеный человек - если он не является атеистом, потому что, к сожалению, бывает и так, - он должен поставить в графе "вероисповедание" - "православный". Вот и всё. И у нас с вами 82 % крещеных людей. Больше, чем любая статистика показывает… Поэтому у нас нет никаких опасений. Другой разговор - что нужно разъяснить людям, потому что не всякий ещё и поймет: в какую графу ставить, и что ставить, и как ставить. Но опасений у Православной Церкви нет. По всей вероятности, к следующей переписи населения мы уже должны были бы готовиться к тому, чтобы действительно отстаивать эту позицию. Чтобы наше общество точно знало, сколько православных людей в России находится".

Вот такой поистине массовый и всеохватывающий "миссионерский подход". Вам разъяснили, вы записались и более, как говорится, "ваше присутствие не обязательно". Удобно всем. Не потому ли так вдруг популярна стала в РПЦ МП "миссия", которая часто сводится именно к этому "разъяснению". Приходит, допустим, протодиакон Андрей Кураев на рок-концерт и со сцены разогревает публику примерно таким образом:

- Мы православные!

- Йезз! – откликается "балдеющая" толпа тинейджеров.

Ну, вот примерно таким образом. Глядишь, рефлекс сработает, и где-нигде запишут себя "православными". Вот и растет Церковь, возрождается, диктует власти свои условия…

Не потому ли новомодная "миссия" как-то не очень дружит с катехизацией? Ведь катехизация - это не для масс, не желающих обременяться знаниями о своей вере, а тем более отягощать себя соответствующим образом жизни. Глядишь, еще только и распугаешь народ. Так что катехизация и религиозное просвещение в каком-то смысле даже враги "миссии". Ну, по крайней мере, антиподы. Только вот совсем же без просвещения тоже нельзя. Тихой сапой пробирается оно к народу. И книги издаются, и периодические издания. И даже в Интернете что-то на форумах и в блогах обсуждается. Как ни прискорбно, так или иначе влияет это на формирование мировоззрения. Порой даже критического по отношению к руководящей церковной элите. Так что последней есть чего опасаться. Не пристало ей, как представляющей "государствообразующую религию", терпеть неподконтрольную "стихийность".

Неслучайно поэтому почти одновременно спохватились вдруг в патриархии и по поводу издательской деятельности, и по поводу Интернета. Правда, о цензуре в Интернете, в отличие от конкретного постановления в отношении книгоизданий и СМИ, пока впрямую не говорится. Пожалуй, только лишь из-за нереальности технического осуществления. Хотя, надо сказать, цензура на книжном рынке тоже выглядит мало осуществимой на практике. Даже приближенный к патриаршим кругам Кирилл Фролов посетовал, что принынешних темпах, когда на рецензирование Издательским советом РПЦ МП одной книги уходит 1,5 – 2 месяца, на утверждение плана только одного издательства уйдет не одна сотня месяцев. Если же мощности соответствующих патриарших структур планируется значительно увеличить, то не разумнее ли было бы вводить обязательную цензуру тогда, когда для этого будет реальная техническая возможность?

Думается, что и нет никаких планов столь грандиозных расширений. Просто надо "попугать", напомнить о своем существовании. Не зря же говорится, что если не можешь совладать со стихией, то надо ее возглавить. Во всяком случае, народ будет благодарен уже за само свое существование. Что-то вроде "спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство".

Кстати, о детстве. Ведущаяся сейчас борьба за введение ОПК в российских школах, казалось бы, несколько противоречит сказанному выше – нельзя сказать, чтобы это совсем уж не отягощало общество. Но на самом-то деле, все опять же отдает немалым прожектерством. Да, теперь есть, по крайней мере, довольно многообещающий учебник. Но это уже "цветы из сора". Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло. Собственно же уроков православия церковные верхи добивались и тогда, когда не только приличного учебника не было, но даже толком никто не представлял, что это за уроки, чему там учить – то ли основам религии, то ли искусству, то ли традициям. По всей видимости, для руководства РПЦ МП важно просто иметь какую-то опорную точку, чтобы люди с детства покрепче запомнили, к какой религии и Церкви "приписаны".

Такого же рода нынешние заботы о "православной блогосфере", выразившиеся в создании на портале "Православие и мир" особого"рейтинга православных блогов". Хотя, конечно, инициатива здесь и вовсе неофициальная, и речь пока совсем не идет о каком-то контроле или цензуре. Стихия Интернета будет продолжать жить по своим стихийным законам. Но зато теперь "в случае чего" можно напомнить, благодаря кому сформировалась, как выразился в связи с этим начинанием главный редактор журнала "Фома" Владимир Легойда, "достойная культура общения в блогах, способная сделать их важным элементом гражданского общества".

Пожалуй, блоги и без того давно стали таким "важным элементом", поскольку если у нас где и есть гражданское общество, так это в Интернете. Думается, что в Интернете же формируется, вопреки всем стараниям Московской патриархии, неподконтрольное самосознание православия. Именно с развитием гражданского общества вера и соответствующая религиозная идентичность будут все менее зависеть от цензуры, фильтрации СМИ и других властных рычагов, а все более - от собственно авторитета Церкви, от того, в какой степени она в лице своих членов, в том числе и иерархов, подает реальный пример соответствующего образа жизни, является светильником истинной веры.

Людмила Суходольская,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования