Как известно, знаменитый мавзолей на Красной площади – далеко не простое светское здание и даже не склеп. Построенный в форме месопотамского зиккурата, он выполнял прямо религиозную функцию. Известно, что во время главных коммунистических праздников (которые должны были - по мысли самого знатного покойника - вытеснить праздники религиозные) вожди КПСС собирались над саркофагом Главного Вождя и совершали торжественные возлияния. В перестроечном угаре различные политические деятели и целые движения выступали с планами немедленного перезахоронения тела основателя Советского государства на семейном участке Волковского кладбища в Санкт-Петербурге, мотивируя это, в частности, тем, что Ленин-де похоронен не по-христиански. С такими речами выступал даже президент Ельцин, однако проект был "похоронен" не столько из-за истерических выступлений КПРФ, сколько из-за позиции Патриарха Алексия II, который заявил, что"нельзя предпринимать никаких действий, которые бы разделили наш народ… Это не способствует укреплению нашего государства". Почему снова и снова возникает тема "Похорон вождя"? Здесь может быть несколько объяснений. Эта тема, в частности, весьма выгодно оттеняет начало выборной кампании политических деятелей правой ориентации. Можно прослыть "верующим человеком", что в нынешних условиях, конечно, добавит очков на выборах. Не исключено, что в рамках клерикализации всей государственной жизни столь вопиющее проявление былого культа ставит власть в несколько двусмысленное положение. Из тех костей, которые путинская команда бросила левым, достаточно флага с гимном. Каково же отношение верующих граждан РФ к теме захоронения бренных останков "вождя мирового пролетариата"? Большинство считает, что Ленина необходимо предать земле на христианском кладбище. Здесь встает только один вопрос: желал ли сам покойный такого погребения? Известно, что Владимир Ильич сам себя христианином не считал, а те погребения большевиков, которые совершались при его жизни, имели подчеркнуто нехристианский, а порой и вовсе оккультный масонский характер. С другой стороны, известно, что сам Ленин выражал желание упокоиться со своими родственниками и отнюдь не собирался становиться предметом культового поклонения в виде мертвого тела. Между тем, разумеется, даже в самых смелых проектах похорон Ленина речь не идет о христианском погребении. Пока. Многие православные христиане считают, что антихристианин, каковым был Ленин, никак не может удостоиться столь хулимых им христианских обрядов. Однако, почитатели и поклонники Ленина, для которых он и поныне "живее всех живых", вполне могут, согласно демократическим принципам, исповедовать свои квазирелигиозныеубеждения и продолжать исправление прежнего культа. Вопрос состоит только в том, в каком месте может находиться основной храм этого культа, а именно, у Кремлевской стены, напротив Покровского собора, или где-то в другом месте, вполне доступном для адептов. Пожалуй, самым экзотичным предложением стала идея вдовы Собчака Людмилы Нарусовой похоронить Ленина в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга рядом с гробницами российских императоров. По ее мнению, такое "сохранение исторического равновесия" вполне соответствует духу нашего времени. На этот счет можно только дивиться эклектизму современного сознания. Постмодернизм, в рамках которого возможны подобные проекты, вообще мало поддается религиозной оценке, а там, где таковую оценку можно произвести, они кажутся противоречащими здравому смыслу и религиозному чувству. Как бы ни оценивать российских императоров (среди которых встречались самые разные личности) и как бы ни относиться к "екатеринбургским останкам", это соседство не может выглядеть естественным. Ведь именно Ленин стоял у истоков нового типа общества, которое и вовсе пожелало избавиться от всякой религии. |