Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Святость субботы и современное производство. Талмудические законы не учитывали современных циклов непрерывного производства. Но в Израиле нашли выход


Некоторое время назад руководство иерусалимского завода компании "Intel", одного из крупнейших производителей компьютеров, объявило о дополнительном наборе шестидесяти новых работников. Эта информация должна была бы пройти незамеченной – на предприятиях "Intel" работают тысячи людей, – если бы не одно "но". Согласно условиям рекрутинга, все новые работники должны быть неевреями. Этих новых работников завод собирается использовать по субботам – по двадцать человек на каждую из трех смен.

Решение фирмы не было добровольным. Оно стало следствием очередной "субботней войны", развязанной иерусалимскими ультраортодоксами – на этот раз против завода "Интела".

Поясним, о чем идет речь. Производство компьютеров основано на так называемых технологиях непрерывного цикла, требующих, чтобы предприятие работало семь дней в неделю двадцать четыре часа в сутки. Поэтому израильские заводы "Интела" останавливаются лишь один раз в году, в Судный день. Все остальное время производственный процесс не прекращается, в том числе и по субботам. Как объяснил автору знакомый инженер, много лет проработавший в "Интеле", если раз в неделю останавливать и запускать производство, то это потребует таких колоссальных затрат, что завод придется закрыть из-за нерентабельности. Поэтому по субботам на "Интеле" только сокращают смены до необходимого минимума, переключая часть процессов на автоматику, однако какое-то количество сотрудников все равно должно быть на рабочем месте.

Завод "Интела" был открыт в Иерусалиме еще в середине 1980-х, и до сих пор никому не мешал, в том числе и по субботам. Как вдруг на него упал тяжелый взор духовных лидеров ультраортодоксов – "и завертелось". Вот уже несколько суббот подряд на территории, прилегающей к заводу, проходят шумные демонстрации с требованием "прекратить святотатство". Происходит это в лучших традициях ультраортодоксальных уличных протестов: в журналистов летят камни, полицейских обзывают убийцами и нацистами. В общем, ничего нового.

На первый взгляд может показаться, что нынешний "наезд" на "Интел" ничем не отличается от предыдущих "субботних войн", вроде той, что разыгралась этим летом из-за решения городских властей открыть по субботам одну из автостоянок. Однако, на наш взгляд, в данном случае речь идет о гораздо более серьезной проблеме.

С одной стороны, галаха предписывает иудею воздерживаться в субботу от целого ряда работ, что исключает какое-либо его участие в современном произодственном процессе. Поэтому израильский "Закон о субботнем отдыхе", требующий закрывать предприятия по субботам, был принят не только ради "святости Шабата", но и во имя гораздо более прозаичных целей – дабы верующие евреи не должны были делать выбор между религиозными убеждениями и возможностью кормить семью. Так что нынешние демонстрации против "Интела" в какой-то степени можно рассматривать как борьбу за права работников, соблюдающих субботу.

Но с другой стороны, еврейские законы субботнего покоя возникли в те времена, когда о предприятиях с непрерывным циклом никто не слышал. Поэтому естественно, что вопросы работы подобных предприятий в "классических" трудах еврейских канонистов попросту не рассматриваются. Вместе с тем, обойтись без подобных предприятий современной израильской экономике будет очень и очень трудно – тот же "Интел" платит в казну многомиллионные налоги, создает десятки тысяч рабочих мест, которым было бы очень трудно найти альтернативу.

Сегодня работа подобных предприятий обеспечивается либо благодаря "субботним гоям", либо, что гораздо чаще, благодаря "субботним евреям", т.е. светским израильтянам, готовым работать в субботу в обмен на повышенные премиальные. Однако оба этих решения являются, мягко говоря, не идеальными. Что касается "субботних гоев", то поскольку нельзя нанять человека на один день в неделю, то вместо каждого такого работника придется уволить одного еврейского (или, как минимум, сократить его рабочие часы, что тоже ударит по его карману). Что же до светских евреев, то, во-первых, галаха запрещает им нарушать субботу точно так же, как и их благочестивым братьям. А во-вторых, с точки зрения правоверных иудеев, существование нерелигиозных евреев является аномалией. В один прекрасный день им предстоит "прозреть", "раскаяться" и обратиться. И что тогда? Закрыть все заводы непрерывного цикла? Установить там процентную норму для евреев (или, наоборот, неевреев)?

Проблема, кстати, возникает не только с предприятиями непрерывного цикла. Знакомый раввин как-то пересказал свой разговор с одним израильским предпринимателем: "Понимаете, рабби, такую же продукцию, как мой завод, делают и в Китае, и в других странах, сами понимаете по каким ценам. Чтобы выжить, мне нужно работать семь дней в неделю. Я, конечно, могу нанять неевреев, но тогда придется уволить работников-евреев, а другой работы им в нашем городке не найти. Что мне делать?" Свой ответ раввин, увы, не сообщил – скорее всего потому, что не знал, что ответить.

Вывод, как мне кажется, очевиден. В нынешней ситуации есть два варианта – либо иудаизм в принципе отказывается даже от теоретических попыток создать работающую модель, позволяющую современному обществу жить по законам Торы, либо, horrible dictu, следует внести определенные поправки, которые позволили бы не только светским, но и религиозным евреям (в определенных обстоятельствах работать) и по субботам.

Возможно, кто-то из правоверных иудеев увидит во втором предложении реформизм и обновленчество. И будет, как Троцкий в известном анекдоте, в корне неправ. Поскольку, несмотря на явный консерватизм современного раввината, история последнего столетия знает примеры весьма радикальных галахических решений, принятых в связи с велениями времени. Самый известный пример, о котором мы не раз уже говорили, – предложенная раввинами фиктивная продажа сельхозугодий (этер мехира). Более того - некоторые из этих решений напрямую касались законов субботнего отдыха. Согласно известному талмудическому принципу, ради спасения жизни (пикуах нефеш) можно и нужно нарушать субботу (в Евангелии это сформулировано так: "Суббота для человека, а не человек для субботы"). Так вот, некоторые современне раввины толкуют принцип пикуах нефеш весьма широко – как очень широкий спектр действий, направленных на обеспечение безопасности граждан. Это и позволило дать "религиозную санкцию" работе по субботам служб безопасности, а также поддержанию национальной инфраструктуры (иначе без воды и электричества могут остаться, в том числе, роддома и больницы). Насколько далеко при этом готовы идти раввины, красноречиво свидетельствует история одного иудейского поселения, где местный раввин даже разрешил охранникам слушать по субботам магнитофон, дабы не уснуть на посту.

Понятно, что не стоит ждать подобных интеллектуальных усилий от духовных лидеров, посылающих свою паству бесноваться на улицах – у этих людей иные приоритеты. Однако другим раввинам стоило бы задуматься над этими вопросами.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования