Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Гражданин Неба. Поможет ли уход о. Даниила кому-то из нас решить, как мы хотим жить и как умереть?


Помню, выступая на каком-то собрании, кажется, в рамках очередных Рождественских чтений, о. Даниил Сысоев сказал, что "если бы потребовалось, православие надо было бы проповедовать хоть на Марсе". Публика заулыбалась, какие-то патриоты, по которым он тоже прошёлся тогда, недовольно заерзали на стульях и зашипели про "марсианское православие".

В этом "марсианском" призыве был весь о. Даниил. Радикальный, чудаковатый, часто смешной в своих высказываниях и в своих поступках, эдакий православный дон Кихот. Он мыслил неизменно в глобальных категориях и всё без исключения соотносил с Истиной, которой служил. О. Даниил предельно всерьёз воспринимал то, во что верил. В наши дни такую серьёзность почти невозможно встретить.

О. Даниил был максималистом во всём. За это ему доставалось и от своих, и от чужих. Даже после его гибели некоторые стали припоминать ему "неумные", "неумеренные", "оскорбительные" высказывания. Ах, эти любители умеренности! Они тоже подчас радикальны, но только тогда, когда знают, что им за это ничего не будет. Они умеют яростно критиковать то, что можно критиковать безопасно.

В отличие от всех этих умеренных и рассудительных граждан, которые, конечно же, знают, какой должна быть христианская проповедь и что должен (не должен) говорить православный священник – в отличие от них, о. Даниил готов был умереть за свои убеждения. Он неоднократно получал угрозы – но смеялся над ними и уповал на Божию помощь. Другой бы стал прятаться, требовать себе милицейской охраны. Но о. Даниил верил в то, что земная жизнь – ничто перед жизнью вечной. И продолжал говорить, что думал. Вызывая раздражение, недоумение, непонимание. Последний раз с обещанием убить ему позвонили в начале октября.

О. Даниил готов был подписаться под своими словами, порой действительно неприемлемыми для последователей других религий, кровью. Готовность умереть сквозит почти в каждом интервью, выступлении, тексте о. Даниила. И он умер за свою веру.

Священник, говоривший о необходимости проповедовать миллиардам, мысливший в "марсианских" масштабах, служил в малюсеньком деревянном храме, зажатом со всех сторон многоэтажками спального района. Покосившийся заборчик, объявления о катехизации, написанные от руки, непонятно из чего построенная церковная лавочка, больше похожая на сарай… Как всё это контрастирует с мраморными, холодными, огромными, помпезными, но зачастую полупустыми храмами-новоделами, в которых служат "умеренные" и "благоразумные". Важно не только то, что о. Даниила убили в храме. Важно, в каком храме его убили. Гражданина Неба убили в маленьком незаметном, неказистом деревянном храме. Вот такой вот "уранополитизм".

Над о. Даниилом смеялись, видели в нём чуть ли ни юродивого. Сложно было разглядеть в нём мученика. Зачастую вообще сложно понять, кто же живет рядом с нами – мы обычно бываем нечутки, невнимательны к ближним. Признаюсь, посмеивался над о. Даниилом и я, хотя при этом неизменно чувствуя к нему глубокую симпатию. Именно в силу его недипломатичности и прямоты…

Многих раздражал священник, который был максималистом во всём. Ученых он раздражал своим воинствующим креационизмом, патриотов (в особенности православного толка) - пренебрежительными высказываниями о земном отечестве, которому предпочитал Отечество Небесное. Мусульман он раздражал критикой ислама и оскорблениями пророка. Вместо того, чтобы твердить привычные речи про "Бога-одного-на-всех", "традиционные ценности" и прочую заискивающую мир-дружбу-жвачку, он убеждал с дерзостью пророка: все мусульмане, не обратившиеся ко Христу, "попадут в ад".

Многих о. Данил раздражал. Сейчас в официальных СМИ поминают адвентистов и родноверов, которым якобы было больше дела до о. Даниила, чем до любого другого православного священника. Не адвентисты и не родноверы, не ученые и не патриоты убили о. Даниила, известного своей наиболее жесткой полемикой с мусульманами.

Ах нет, я вовсе не хочу сказать, что ответственность за смерть о. Даниила несут российские мусульмане. Очевидно, что совсем разные мусульмане публично оскорблялись, жаловались на свои задетые религиозные чувства, другие - звонили и угрожали. Убили же совсем иные. Но основная масса, на всех стадиях, - молчала.

Говорят, что о. Даниил искажал цитаты из Корана. Все ведь знают, что трактовать "символические" тексты надо рассудительно, взвешенно, в контексте. Что нельзя из двух-трех цитат делать вывод об агрессивности и жестокости целой мировой религии…

Но в конце концов о. Даниила убили. С одной стороны - книжки, а с другой – пуля в голову. С одной стороны, ошибки в толковании цитат, а с другой - выстрелы. Пулей решили "поправить" ошибки о. Даниила. Пулей решили убедить священника в миролюбии.

Конечно, далеко не со всем, что говорил о. Даниил, может согласиться православный христианин. Но он озвучил и много правильных вещей – о православии и национализме, о патриотизме, о советском наследии, о необходимости христианской проповеди. Надеюсь, все эти высказывания, рассеянные по Интернету, соберут и издадут. Если хватит смелости, конечно.

Но самое главное в о. Данииле – его личность. Он ничего не боялся, не боялся он и быть смешным. Он шёл до конца, честный и бескомпромиссный.

"Любой человек, вне зависимости от того, христианин он или нет, должен признать, что именно смерть дает оценку всему", - писал о. Даниил. Его смерть всё расставила по местам. Гражданин Неба отбыл в своё Отечество. А мы остались. И нам предстоит решить для себя – как мы хотим жить и как мы хотим умереть. Может быть, память об о. Данииле поможет нам в этом.

Александр Храмов,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования