Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Модернизация. Что за название странное? Президентское послание показало неготовность государства решать проблемы модернизации общества при участии религиозных организаций


Если в 1990-е гг. в качестве гостей чтений ежегодных посланий Бориса Ельцина в Кремль приглашались российские религиозные лидеры – члены президентского Совета по взаимодействию с религиозными организациями, то практика посещения Кремля духовными особами в 2000-е подверглась коррекции. Особой чести присутствия на высшем собрании отечественного истеблишмента удостоились лишь представители четвёрки так называемых "традиционных" религий с доминированием "титульной Церкви" – РПЦ МП. Её обычно представляют сразу несколько иерархов и в разном качестве. Трудно сказать, что в процессе трансформации кремлёвского этикета сыграло определяющее значение: то ли убеждённость на определённом этапе самого экс-президента Владимира Путина в особом правовом статусе "традиционных", о чём он поведал однажды; то ли возросшая численность высшей бюрократии, для размещения которой уже не хватает посадочных мест?

Словом, в этом году было так, как уже несколько лет кряду. В первом ряду между спикером верхней палаты Федерального собрания Сергеем Мироновым и главой президентской администрации Сергеем Нарышкиным восседал Патриарх, поодаль - представители четвёрки "традиционных", среди них новое лицо на такого рода собраниях – нынешний глава ОВЦС МП архиепископ Иларион (Алфеев). Патриархийный министр иностранных дел, как и подобает дипломату, разрядил своим присутствием муфтиев-антагонистов – представшего в новых одеждах руководителя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Талгата Таджуддина и главу Совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнуддина. Ещё дальше от подиума – на скамейке общественников – виднелся белый клобук бывшего управделами РПЦ МП митрополита Климента (Капалина). По роду общественной деятельности члена Общественной палаты РФ пропуск на главную политическую церемонию достался и руководителю одного из направлений современных российских пятидесятников Сергею Ряховскому.

Правда, наряду с откровенно рутинным антуражем мероприятия, нестандартной выдалась подготовка президентского послания. Задолго до своего выступления Дмитрий Медведев призвал россиян включиться в обсуждение тезисов будущего документа, заявив, тем самым, о готовности верховной власти услышать предложения, пожелания и даже конструктивную критику лояльных (!) граждан.

По признаку лояльности действующей власти все российские религиозные организации вписывались в предложенный формат обсуждения. Вместе с тем, сочли необходимым сделать это далеко не все. Первыми высказали собственную позицию пятидесятники из РОСХВЕ – организации, последовательно являющей примеры гражданской активности. Вместе с подобающими в таких случаях словами одобрения курса, который олицетворяет глава государства, они напомнили гаранту Конституции о недопустимости любой дискриминации религиозных объединений и нарушения "конституционного принципа их равенства перед Законом". А кроме того, заявили о возможности участвовать в социальных программах государства на партнёрских началах: "Предлагаем включить в текст Вашего послания Федеральному Собранию тезис о необходимости всесторонней поддержки со стороны государства социальных программ и проектов религиозных организаций, работающих в этой области".

По времени обсуждение программной статьи президента "Россия, вперёд!" совпало с обнародованием антимиссионерских поправок в Федеральный Закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". В такой ситуации уже трудно было ожидать, что не откликнутся другие, увидевшие угрозу в предлагаемых Минюстом начинаниях. В такой обстановке появилось довольно независимое обращение к главе государства председателя Российского союза Евангельских христиан-баптистов (РС ЕХБ) Юрия Сипко, содержащее развёрнутую критику законопроекта. События другого рода, а именно – череда судебных процессов в российских регионах о признании экстремистской литературы Свидетелей Иеговы – весьма поспособствовали появлению другого документа – письма руководителя Свидетелей Иеговы Василия Калина. Оно было направлено в адрес главы государства накануне обнародования послания. В нём также была выражена поддержка курсу главы государства на защиту гражданских прав и формирование трезвого общества. Здесь в скобках стоит отметить, что после письма Василия Калина президенту распространяемые антикультистами россказни про "асоциальность" Свидетелей Иеговы теряют всякий смысл.

Несмотря на свою разноформатность и разноповодность, все названные документы по своим основным характеристикам вписываются в заданный президентом формат диалога общества с верховной властью. РПЦ МП, хотя и предпочла не посылать своих предложений в президентскую копилку, как бы подчёркивая тем самым особый характер отношений с государством – когда имеешь всё и желать вроде бы больше нечего – нельзя сказать, что "титульная Церковь" никак не откликнулось на главное политическое событие года. Уже своим неучастием в формировании повестки дня президентского послания она подтвердила верность существующей практике диалога с властью вне публичной области. Правда, предстоятель РПЦ МП выступил с косвенным предостережением светской власти оставить всё как есть. Находясь с визитом в Баку, Патриарх Кирилл в одном из своих выступлений – его транслировал православный телеканал "Союз" – высказался в том духе, что модернизация (это не только ключевой термин речи главы государства, но одновременно и цель, обозначенная в президентском послании - 2009) имеет шанс быть успешной лишь в том случае, если она опирается на традицию.

Как и год назад, в президентском послании Дмитрия Медведева не содержалось упоминаний о "традиционных религиях". Сама же тема нынешнего послания задала планку обсуждения любых вопросов сквозь призму "ценностей и институтов демократии". Вместе с тем, сегодняшняя конкретика модернизационных предложений главы государства оказалась ограничена отдельными аспектами экономики, политического устройства, избирательной системы. Плюс к этому, речь шла о модернизации системы образования, но не о самих общественных отношениях, а, значит, и не о широком участии в общественной жизни страны религиозных организаций. Правда, в послании имеется довольно общий пункт о поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций, относящийся к довольно широкому спектру деятельностных сообществ.

Таким образом, предложения из президентского послания, касающиеся образования, оказались той единственной сферой, которая теснее других корреспондирует с летними религиозными инициативами президента по преподаванию учащимся знаний о религии.

Основную опору в деле модернизации общества, как явствует из послания, российская верховная власть делает на систему образования, хотя и она сама в её нынешнем виде требует модернизации, т.е. уже по определению никак не может быть оплотом ни традиционализма, ни консерватизма. Подобные реальности трудно поддаются осмыслению с первого раза, что, например, продемонстрировал красноярский губернатор Александр Хлопонин. Делясь своими впечатлениями с телерепортёром, он выразил поставленную президентом задачу в области образования своими словами: прививать в школе "либерально-нравственные" и "духовно-нравственные" начала.

При этом сам президент постарался, говоря о школьных делах, обойтись без термина "воспитание". В российских клерикальных кругах воспитующая школа советского образца обычно противопоставляется практике постсоветской школы, которая-де отбросила воспитание, сконцентрировав свои усилия лишь на обучении. Личность, согласно мнению, высказанному президентом, школа не воспитывает, а формирует, наряду с семьёй. Школа также приобщает "новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным". А сами нравственные установки оказываются лишь закреплёнными в национальной культуре.

На выходе власть намерена получить "общество ответственных людей", но никак не верующих.

Конкретные предложения президента могут обнадёжить религиозные меньшинства. Так, государство намерено сделать реальным равенство государственных и частных школ, а, следовательно, доступность для граждан последних, сняв тем самым проблему большинства изучающих ОПК и меньшинства, упорно отказывающихся посещать этот предмет. Впрочем, при таком подходе для детей патриархийно-православных верующих появляется гораздо больше возможностей в плане реализации своих представлений и пожеланий.

Вместе с тем, заявляемая государством доступность для детей занятий спортом и искусствами лишает РПЦ МП функции заменителя форм детской занятости советской эпохи, а тем самым и ореола среди номинально-православной родительской массы.

И совсем уж далекими от идеалов сегодняшней РПЦ МП оказываются провозглашённые президентом гуманистические идеалы и стремление к улучшению качества жизни.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-
Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования