Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Границу – на замок. А дальше? В Израиле разгорается борьба раввинов за "кошерный Интернет"


Последние несколько дней главные израильские новости появлялись преимущественно в разделе уголовной хроники. Израильские спецслужбы доложили о задержании некого Яакова (Джека) Тейтеля из поселения Швут-Рахель (известный правый экстремист был взят с поличным во время расклеивания подстрекательских листовок, направленных против израильского гей-сообщества, а затем якобы сознался в совершении нескольких политических терактов). Едва ли не на следующий день полиция рапортовала о задержании некого Дмитрия Карлика, подозреваемого в жестоком убийстве целой семьи, включая маленьких детей. Практически тогда же в Москве был убит известный израильский бизнесмен, бывший советский шпион Шабтай Калманович, в Петах-Тикве был задержан 23-летний педофил… В общем, СМИ было о чем писать. Поэтому сообщение о новой кампании, начатой израильскими раввинами, осталась практически незамеченной.

В ортодоксальных общинах уже много лет активно используются разнообразные фильтры, блокирующие доступ с персонального компьютера к определенным сайтам. Большинство таких фильтров настроено на порнографию, но есть и более радикальные варианты. Так, система Koogle блокирует не только недостаточно скромные фотографии и картинки, но и изображения предметов, запрещенных в ультраортодоксальных общинах – например, телевизоров. Техника, однако, не стоит на месте – сегодня зайти в сеть можно не только из дома, но и с мобильного телефона. Поэтому недавно несколько раввинов обратились к телефонным компаниям с призывом вступить в сотрудничество с фирмой "Римон-интернет" и вместе с ней разработать кошерные фильтры для мобильников. При этом раввины обещали всяческую поддержку той фирме, которая первой предложит религиозным потребителям свои услуги.

В принципе борьбой раввинов за "кошерный Интернет" в Израиле никого не удивить – эта тема регулярно возникает в проповедях, на страницах религиозной прессы, а также в "настенной агитации" - многочисленных плакатах и афишах, которыми обклеены все религиозные кварталы страны. Интересен в данном случае состав участников. Обычно на этом фронте заметны, прежде всего, ультраортодоксы. Наиболее радикальные из них предлагают вовсе запретить Интернет и домашние компьютеры как источник абсолютного и неконтролируемого зла. Большинство ультраортодоксальных раввинов, однако, понимают, что в наши дни это совершенно невозможно, и пытаются лишь максимально ограничить использование опасных девайсов: запрещают иметь дома Интернет иначе как для работы, требуют обязательно пользоваться кошерными фильтрами, блокирующими проблематичные сайты и т.д. Нынешняя же кампания характерна тем, что среди раввинов, поставивших свои подписи под обращением к телефонным компаниям, нет ни одного ультраортодокса: все подписанты – очень известные люди в религиозно-сионистском лагере.

Среди раввинов, подписавших обращение, - представители практически всех течений национально-религиозного лагеря, от раввина Давида Става, имеющего репутацию либерала, до раввинов Элиягу и Шапиро, представляющих "правое" крыло, близкое к ультраортодоксии. Правда, что касается последнего, то им, с большой вероятностью двигали и личные интересы – рав Иегошуа Шапиро тесно связан упомянутой выше фирмой "Римон-интернет". Однако остальные подписались исключительно "за идею".

Вполне понятно, что двигало раввинами, включившимися в кампанию за расширение кошерного Интернета. Порнография недопустима с точки зрения всех, даже самых либеральных, течений ортодоксального иудаизма. Порносайты действительно могут послужить камнем преткновения для подростка, особенно религиозного, чье общение с противоположным полом более ограничено, чем у светских сверстников, зато сексуальных табу – гораздо больше. Поэтому вполне естественно, что раввины, большинство из которых также являются преподавателями, хотят любой ценой оградить молодежь от лишних проблем и соблазнов. И тем не менее, нынешняя кампания в определенной степени симптоматична.

Главный водораздел между религиозными сионистами и ультраортодоксами проходит по линии отношения к государству Израиль. Однако между двумя течениями есть и целый ряд других существенных различий. Ультраортодоксы в принципе полагают современный мир источником опасности и соблазнов, а потому стараются максимально отгородиться от него с помощью самоизоляции и запретов. Религиозные сионисты, напротив, стремились максимально полно участвовать в "нормальной" жизни общества, придерживаясь при этом законов Торы. Это различие проявлялось в самых разных вещах, например, в выборе местожительства: ультраортодоксы предпочитали жить в своих кварталах, религиозные сионисты охотно селились в обычных районах, бок о бок со светскими израильтянами.

Однако в последние годы у части национально-религиозного лагеря все чаще проявляются разочарование в прежней линии и тяготение к ультраортодоксальным решениям. Наиболее заметно это в жилищной сфере – все больше религиозных сионистов переселяются либо в поселения за зеленой чертой, либо в отдельные городские кварталы. Но есть и другие симптомы – например, отношение к телевидению: если поколение назад телевизор в семье религиозных сионистов был нормой, то сегодня многие, подобно ультраортодоксам, отказываются от него по религиозно-идеологическим соображениям.

Теперь вот возникла проблема с Интернетом – и выясняется, что в арсенале раввинов-сионистов нет решительно никаких оригинальных средств, кроме как взятых из ультра-ортодоксального арсенала: закрыть, перекрыть и не допустить.

При этом сами раввины почти наверняка знают, что в конечном итоге эта тактика обречена, особенно на этом фронте: даже если завтра удастся написать программу, блокирующую доступ к проблемным сайтам с мобильников, послезавтра технологи придумают что-нибудь новое, и все придется начинать сначала. Поэтому если национально-религиозная община не хочет закрываться в гетто, необходимо принципиально иное решение – которого у раввинов-сионистов, как выясняется, нет.

Впрочем, сильно винить их в этом, вероятно, не следует. Поскольку есть подозрение, что они в этом не одиноки и что священнослужители других конфессий вряд ли могут похвастаться, что знают эффективное решение этой проблемы.

Евгений Левин,
для "Портала-Credo.Ru",
Иерусалим


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования