Завязавшаяся на портале "Kreml.org" беседа в связи со статьей Павла Левушкана о том, что русским протестантам "есть, чего предложить обществу" наводит на разные странные мысли. Автор, в общем, довольно справедливо отмечает, что "конфессиональная карта России изменилась", и вместе с ней изменилась ментальность этносов. Однако главный эффект изменения этой ментальности для эксперта "Кремля" состоит в появлении этнических "протестантских и лютеранских Церквей". Более никаких особенных изменений автор не видит или видеть не хочет. Или (в самом крайнем случае) и видит, и хочет, только не желает, чтобы это увидели его читатели. Далее на протяжении статьи показывается, что в силу известных причин (советизации, которая сформировала "западническую ориентацию" постсоветского народа и особенного русского "богоискательства") население России-де очень тянется в Европу и "разочаровалось в Православии от столкновения с церковными реалиями". Народ наш тянется в Европу, которая, в свою очередь, как известно, тянется еще куда-то, например, в Америку, в Африку или на Дальний Восток, где учат "духовные гуру". Но наш эксперт отвергает с хода наличие "американского элемента" – еще бы, ведь это нынче не в моде, всяки порядочный христьянин должен ругать Америку и отвращаться от "дядисэмова невежества". Тут в модальности дело – не "может", а "должен". Реакцию такие выступления вызывают несколько неоднозначную. Во-первых, не стоит преувеличивать "западничество" постсоветского общества. Со времен Петра народ начали усиленно брить и одевать в православное платье, заставили молиться по-малороссийски, кланяться и креститься так, как это делают "все культурные люди". Это все верно, однако народ с этим свыкся, вроде бы, но переварил на свой лад, да простит мне читатель сию словесную игру. Платье на мужике-то немецкое, а вот с душой посложнее будет. Чем привлекали штундисты и прочие "люторы" народ? В основном трудолюбием и трезвенничеством. А многие православные (включая попов) пили и работали с ленцой. Однако ж надо и признать, что на "религиозную составляющую" общество смотрит очень прагматически: где найти "трезвого мужа (верную жену)", как от разных недугов (по списку) полечиться, где "нравственность хорошая"? Ответ один – в Церкви, у християн. Или вот, еще вариант: россиянки "хотят такого, как Путин". А Путин – он кто? Православный, конечно. А то, что Церковь действительно порой может "шок вызвать", ну так что же, это не впервой, опыт терпения накоплен большой, мириться можно с многим, а от "жизни" не убежишь, тем более вот и начальство говорит, что "где Церковь – там успех, там победа". Или что-то в этом роде. В этом контексте придется признать, что в новые "славянские люторы" запишутся немногие. Глаголемое "богоискательство" – удел немногих, в основном образованных слоев российского общества, которые много читают, стараются молиться и иногда в церковь ходят. Вот, например, по опросам РОМИР православными себя считают 69% населения , а молятся каждый день лишь 13%. Известно, что Евангелие учит: "непрестанно молитеся", так что живут эти номинально "православные" не по-евангельски, но от этого перспектива жить "по-евангелически" не становится более ясной. Собеседник Левушкана правда сообщает, что по заказу некоего "Клуба 2015" под руководством Т.И. Кутковец недавно было проведено "широкомасштабное" социологическое исследование "Самоидентификация россиян в начале XXI века", результаты которого "опровергают целый ряд мифов о русском народе". В том числе и миф о "россиянах, как о православном народе". Большинство респондентов опроса признались, что в повседневной жизни руководствуются не православными, а протестантскими установками и моралью (в большинстве случаев не давая себе в этом отчета). Из правильных симптомов наш диагност выводит абсолютно неверный диагноз: он прозревает "русский протестантизм", в котором сохранятся и переплетутся элементы православия и который может оказаться "стратегическим фактором духовного подъема народа". Где он видит толпы россиян, желающих заняться "смешением элементов" православия и штунды? Логика очень странная, но именно в ней и кроется ответ. То самое советское сознание, воспитанное на "партийной организации и партийной литературе" привыкло работать в режиме выполнения обязательств, социального заказа и тому подобных вещей. Информация сама по себе опасна и должна быть доступна лишь избранным – читай партийным журналистам. А уж те могут ее обратить "во благо" своей партии, конфессии и т.д. Часто даже в адрес "Портала-Кредо.ру", слышатся упреки в том, что он "неудобную информацию" вытаскивает без "партийного подхода". Вот есть неудобные факты из жизни своих, православных – их надо припрятать, а про католиков, например, или про тех же "люторов" – можно, они же у нас "прозелитизмом занимаются". Автор статьи на "Кремле.org" работает в привычном, "нормальном" стиле "партийной" прессы. Только вот с объективностью там небольшие проблемы, но они искупаются "пользой дела". А в действительности, как кажется, статистика может искажать (и искажает) правду не столько своими цифрами, сколько возможностью их "партийного" использования. "Этническое православие"– нонсенс только для внутреннего, православного человека (коих, в лучшем случае 13% ), а для остальных – тоже "россиянских по рождению" – вполне реальная реальность. Все зависит от угла зрения. |