Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Предательство ради будущего? Дискуссия вокруг фигуры генерала Власова ставит Московскую патриархию, которая сотрудничала с советской властью, в неудобное положение


 История учит тому, что ничему не учит...". Однако отстаивание идеалов государственности в современном российском обществе привело к признанию священности власти на любых этапах отечественной истории, особенно когда "страна становилась сильнее", "побеждала", несмотря на все беды, глупости и репрессии. Именно с этим связана болезненная реакция официозных российских политиков на решение ПАСЕ о признании равнозначно преступными режимов сталинизма и фашизма. Представители власти выступили в стиле "а вы сами виноваты", невольно отождествляя себя со сталинским режимом, и сразу вспомнили о том, как европейские державы потакали Гитлеру, боясь, что прервется традиция "великой и сильной власти". Патриарх Кирилл придумал остроумный риторический ход, заявив, что сталинский режим является "репрессивным", а фашистский – "человеконенавистническим".

Безусловно, Сталин так же, как и Гитлер, убивал "человеков", причем своих же граждан, сотнями тысяч и миллионами. Признание победы во Второй мировой войне совсем не страдает от осуждения сталинизма, так как это победа людей, защищавших Родину. Что же тогда так задевает "государственников", когда сталинизм называют нашим российским аналогом фашизма?

Исторические комплексы неполноценности ярко проявились в дискуссии вокруг фигуры генерала Власова. Все началось с того, что протоиерей Георгий Митрофанов в своей книге "Трагедия России. "Запретные" темы истории ХХ века" написал о неоднозначности поступка Власова, который знал об ужасах сталинской поры и, сражаясь за Родину, не желал дальнейшего утверждения сталинского режима (тем более что после войны Сталин инициировал новые репрессии и вслед за Гитлером начал проводить антисемитскую политику). Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви еще более однозначно назвал Власова патриотом России в своем официальном отклике на книгу отца Георгия. Очевидно, что была затронута больная тема, не снятая и не выясненная до конца.

Во время длительного процесса переговоров по объединению РПЦЗ(Л) и РПЦ МП, который проводился при содействии и участии Владимира Путина, энергией и трудами тогда еще митрополита Кирилла, значимые острые исторические вопросы официально вообще не дискутировались – все делалось ради единства любой ценой. Не обсуждался толком вопрос "сергианства", хотя именно в сотрудничестве с советской властью обвиняла РПЦЗ Московскую патриархию, не было дискуссий вокруг провласовских настроений и существования РПЦЗ на оккупированных немцами территориях.

Сама Московская патриархия не осуждала сталинизм и не признавала пагубности сотрудничества с советской властью, в том числе со спецслужбами. Комиссия по расследованию сотрудничества священнослужителей со спецслужбами, созданная в 1992 г., даже не пыталась приступить к работе. В России, как во многих бывших странах соцлагеря, не было люстрации духовенства, публичного обсуждения службы иерархов в КГБ. Ни сталинизм, ни советскую власть в нашей стране никто толком не осуждал. И Патриарх Алексий II, и нынешний Патриарх Кирилл даже наоборот, скорее,  героизировали советские "победы" и освящали их как органично вплетенные в ткань русской православной истории.

Антикоммунизм в настоящее время стал уделом монархистов, исключением из правил. Так, иеромонах Никон (Белавенец), духовник монархического движения "За веру и Отечество", с пониманием относится к Власову и справедливо отмечает: "Оставшись без естественного для русского народа отца нации, которым был государь император, русские люди оказались разведенными по разным политическим или партийным квартирам, и гражданская война в той или иной степени не затихала все годы советской власти".

Защитники официальной церковной линии понимают, что даже частичное признание правоты генерала Власова ставит под удар "мученическую" историю РПЦ МП при советской власти. Пока генерал Власов "с помощью предательства" отстранялся от участия в строительстве сталинского соцлагеря в Европе, Московская патриархия создавалась Сталиным для укрепления идеологической мощи советской власти.

Учитывая отказ обсуждать проблему по существу, отец Андрей Кураев сразу переходит к наступлению на "власовцев" в РПЦЗ МП, остро ощущая связь этой темы с "сергианством". Кураев в своем стиле изначально обвиняет оппонента: "Русская зарубежная церковь в течение десятилетий квалифицировала как тяжкий грех то, что она называла "сергианство", то есть чрезмерную, по их мнению, впечатлительность церковного руководства перед лицом светских политических кругов Советского Союза. Однако надо заметить, что такого рода излишнее послушание тем или иным политическим кругам порой прорезывается и в жизни самой Русской зарубежной церкви".

Так же поступает и преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии диакон Владимир Василик, который предлагает прекратить всякие дискуссии, так как Патриарх Кирилл уже сказал в них "последнее слово". Василик находит в "оправдании предательства" Власова свойственные "постмодернистской мысли и постмодернистскому богословию концепты манихейства и гностицизма". Василик подчеркивает, что коммунизм был намного лучше фашистской идеологии, а "с историософской точки зрения Святейшего Патриарха Советская Россия, пусть грешная и павшая, становится все-таки частью русской истории". Спекулируя понятием "постмодернизм" и рассуждая о "зле предательства", Василик не дает ответа на вопрос по сути, ограничиваясь начетническими цитатами из Патриарха Кирилла.

Ощущение недостаточности и недосказанности, даже пустоты официальных ответов на проблему "сергианства", Власовского движения, сравнения сталинизма и фашизма, есть и у общества в целом, и у его церковных кругов. Так, заведующий Миссионерским отделом Иркутской епархии РПЦ МП протоиерей Вячеслав Пушкарев резонно замечает: "Кто называет генерала Власова преступником и предателем, а протоиерея Георгия Митрофанова апологетом предательства, тот открывает в себе веру в правоту сталинизма, закопавшего в сырую землю многие миллионы наших братьев по вере и убившего в народе веру в Бога и Его свободу. А тот, кто обеляет этого несчастного человека (Власова), прижизненное покаяние и посмертная участь коего нам неизвестна, тот открывает в себе полного антисталиниста, но при этом увеча национальный идеал подвижничества, подвига, верности и героизма и указывая на то, что все сражавшиеся "...за Родину, за Сталина" были совершенными бесами воплоти…".

Не желая давать оценку собственным грехам в эпоху советской власти, деятели РПЦ МП ищут виноватых вокруг, обвиняя общество и интеллигенцию, - тогда в предательстве веры, а сейчас в предательстве России в пользу Запада и демократических идей.

В этом больше всего преуспел отец Всеволод Чаплин. Например, памятуя о "декларации" митрополита Сергия 1927 года о сотрудничестве с советской властью, очень интересно слышать его слова о том, что "интеллигенция, военные, наука - все поклонились большевикам, только Церковь не поклонилась". Довольно цинично отец Всеволод оправдывает ту советскую эпоху, в которой существовала, будучи встроенной в советскую систему, РПЦ МП, и действия лично Сталина: "Как политический прагматик, Сталин понимал, конечно, что со старыми большевиками, грезящими о мировой революции, сильное государство не построишь… После войны климат в обществе стал более здоровым. Навсегда ушли в прошлое бредни о мировой революции как центральном элементе государственной политики. Заметно ослабли политические репрессии. Почти прекратились репрессии против Церкви. Восторжествовала вовсе не та система, которая сложилась после октября 1917-го года. Я не думаю, что война укрепила коммунизм. Она укрепила страну".

Гражданская война в российском сознании продолжается и будет продолжаться, потому что государство, представители высшей светской и церковной власти никогда не признают ошибок ("своих" все еще ошибок!), особенно сделанных ради "укрепления страны". Больные для власти темы будут возникать и в будущем. Наряду с "государственниками" значительная часть общества, интеллигенция, призывают подумать о правах и свободах личности, иначе стремление к "сильному государству" любой ценой вновь погубит, рано или поздно, все население страны. На официальном же уровне проблема генерала Власова не рассматривается с точки зрения трагедии его личности, иначе те, кто сотрудничал со сталинизмом, вдруг окажутся предателями собственного народа, "власовцами", только с другой стороны. И это, к сожалению, не постмодернизм, а реальность.

Роман Лункин,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования