"Тема сталинизма в России – самая болезненная, как нераскаянный грех", - этой фразой начиналась наша статья о летнем обострении сталинской темы в России "Сталин vs Гитлер. Голосуем сердцем", опубликованная "Порталом-Credo.Ru" более месяца назад. Ею же хочется начать и итоговую. Само же обострение, как мы помним, началось с инициированной президентом Медведевым накануне Дня победы кампании против "фальсификаторов истории". Потом были вызвавшие недоумение слова Патриарха Кирилла о том, что великая война стала "наказанием за грех богоотступничества ... и издевательство над Церковью", и резкие антисталинские выпады архиепископа Илариона (Алфеева), вызвавшие негодование консерваторов и восторг либералов. Все, как всегда, разрешил август – собиратель плодов… Накануне, 29 июля, выступая в прямом эфире украинской телекомпании "Интер", Кирилл (Гундяев), осудив репрессивные режимы Сталина и Гитлера, заметил-таки, что нацизм и сталинизм "нельзя ставить на одну доску", дезавуировав таким образом слова архиепископа Илариона (поставившего два режима именно что на одну доску), и дав понять особенно восторженным публицистам, что ни о каком демарше РПЦ МП против власти речь не идет. Но до конца красноречиво намерения Патриарха раскрылись уже в середине августа, когда в ходе визита на российский Север Кирилл предложил создать на Соловках общенациональный центр по изучению гонений на Церковь в XX веке. Этот шаг (который внимательные наблюдатели тут же расценили как стремление РПЦ МП формировать государственную идеологию России) ясно явил главную мысль и магистральное направление Патриарха – мощно позиционировать Церковь Московской патриархии как мученицу, пострадавшую от тоталитарной власти, а не как ее порождение. Это стратегическое решение - действительно сильный ход. Во-первых, Патриарх обретает таким образом определенную позицию силы в своих отношениях с властью, возможность влиять на власть, играя на ее чувстве вины, а во-вторых, под ореолом святости мучеников (и под мощным пиаром) можно похоронить многие неудобные вопросы, связанные с сотрудничеством иерархии РПЦ МП с НКВД-КГБ, явным отречением от мучеников, восхвалениями Сталина и проч. (разумеется, избежав при этом всякого покаяния). В свете этих намерений раздражение Патриарха на церковных сталинистов становится хорошо понятным. (Борьба с ультраконсервативным крылом в РПЦ МП была, как мы помним, и главной интригой прошлого церковного года, прошедшего под знаком мятежного епископа Диомида, как раз и обвинявшего иерархию в тотальном сергианстве, и, в конце концов, анафематствовавшего ее.) Что же до Илариона, то он, если и виновен, то лишь в слишком восторженном схватывании непосредственных флюидов мысли Патриарха и слишком эмоциональном их выражении (и в прошлом году его беспрецедентные нападки на епископа Диомида стали последней каплей, после которой последовали его срыв и анафемы). Но главное – этот Патриарх слишком верит в свою "особую роль" в истории! Очевидно его желание (и главное – способность) стать не просто выразителем курса, но идеологическим кормчим власти (да что там - эпохи!), самому возглавить ее генеральную линию. Так что все еще впереди, Кирилл только-только пробует силы (и Патриарх Никон много чего высказывал на первых порах "собинному другу" Алексею Михайловичу). Итак, намерения Патриарха понятны. Каковы же намерения власти? Инициированную Медведевым кампанию против "фальсификаторов истории", с которой началась эта цепь бесконечных скандалов и недоумений, объективно можно объяснить желанием власти удержать единство общества, находящегося в состоянии нескончаемой гражданской войны. До сих пор единственным символическим основанием такого единства остается Великая победа, вернее, миф о ней, сотканный из правды и вымысла… Власть в данном случае следует нормальному инстинкту самосохранения (чувствуя, что если это основание пошатнется, то все пойдет в разнос). Но поскольку во власти и в обществе нет ни подлинного осознания случившегося в ХХ веке, ни, как следствие, – покаяния, все оборачивается лишь обострением хронических болезней русской государственности: духи антизападничества (как единственного реального основания нашего единства) и сталинизма (как единственно знакомого и понятного нам "эффективного менеджмента") немедленно вызываются из глубин нашей ментальности, лишь только почва начинает уходить из-под ног… Все в России происходит как бы само собой, подвластное не разуму, но общему настроению и чувству. И в сегодняшней ползучей сталинизации в народе, Церкви, власти, все же, думается, больше растерянности и паники, чем сознательного выбора и расчета. Примирить "белых" и "красных", несмотря на все ритуальные захоронения и объединения, до сих пор не получилось. И вот, страшась, с одной стороны, процессов распада, а с другой – собственной маргинализации в глазах мирового сообщества, кремлевская власть продолжает качаться на метафизической качели между симпатиями к сталинскому "эффективному менеджменту" и своим моральным реноме… И в поисках твердых оснований пытается опереться на Церковь. Но… находит здесь лишь то же кривое отражение самой себя. Ибо Церковь в России всегда была отражением государства, жадно ловя всякое выражение его "лика" - в образе татарского хана ли, московского царя, коммунистического тирана или демократического президента… И вот, вместе с "генеральной линией" (и без того зыбкой) колеблется сегодня и Патриарх, являя при том редкий случай сильного и уверенного в себе лидера (преисполненного, к тому же, беспрецедентных амбиций). В словах Патриарха, вызвавших столько кривотолков, ничего, собственно, "криминального" и не было, кроме подчеркивания и акцентирования церковного, религиозного фактора в войне и победе - "краеугольном камне" нашего единства. Кстати, если августовский патриарший визит на российский Север начался с Соловков, то завершился он не менее символично на судостроительном оборонном (!) заводе "Севмаш" в Северодвинске. Осмотрев стратегический подводный ракетоносец (!) "Дмитрий Донской" (тот самый, с борта которого был совершен неудачный запуск ракеты "Булава"), Патриарх выступил перед корабелами и моряками с речью, в которой в частности сказал: "Не надо стыдиться ходить в храмы, учить православию своих детей. Тогда нам будет, что защищать своими ракетоносцами". Многие оценили вкус этой фразы, изящно сплавляющей государство и Церковь в единый стратегический союз. Традиционные русско-православные ценности как высший смысл, по необходимости защищаемые ракетоносцами! Итак, что выше - священство или царство? (Вернее – кто сегодня главнее?) Метаисторический спор в подобном формате в нашей истории решался по-настоящему лишь однажды – во времена Патриарха Никона и "тишайшего царя" Алексия. И кончился он, как мы помним, крушением Никона, эсхатологическим срывом староверов (духовный антихрист, последние времена!), церковным расколом и гибелью средневековой Руси. И сегодня мы видим ту же предгрозовую зыбкость во всем. Год, прошедший с памятного всем епископа Диомида и его анафем, переформатировал не только церковную, но и властную "вертикаль". Если Путин надеялся получить в лице Медведева соответствующего времени и послушного себе преемника, то неожиданно оказался перед реальностью нового сильного игрока, под влияние которого попал его протеже. Человек постсоветский и либеральный по воспитанию, но несамостоятельный и не имеющий собственного лица, Медведев, пытаясь найти свой "президентский почерк", ищет опору в духовно близком себе Патриархе - большом специалисте в бюрократических манипуляциях, но столь же, кажется, беспомощном в реальной жизни. Единственным членом властной "триады", действительно способным держать в руках руль государственного корабля и имеющим реальный опыт выхода из кризиса, остается Путин - человек совершенно советский по духу и воспитанию. Учитывая рост просталинских настроений в народе (навстречу которым интуитивно движется власть), борьбу внутривластных групп, исчерпанность не только стабилизационного фонда, но и творческих энергий власти, ситуацию следует признать весьма зыбкой, симптоматичной и чреватой… Ясно одно: настоящие причины вновь подступающего к нам хаоса и внутренней тревоги власти – не козни мифических "фальсификаторов", а наши родные бесконечные компромиссы, ложь и умолчания, отсутствие покаяния. Причем покаяния не видно не только во власти, Церкви и народе, но и в среде самих либералов, в большой степени ответственных за хаос и бандитский беспредел 90-х. Завороженная собственными мифами (в творении которых отличилась не меньше консервативной), впадая то в сверхэмоциональную критику, то в чрезмерные восторги, "либеральная мысль" лишь еще более затуманивает наше "ментальное поле", в котором почти уже не осталось трезвых голосов и здравого смысла. Это всеобщее "затмение разума" все чаще заставляет вспоминать предреволюционные годы: мрачного Распутина у слабеющего трона, и истерику думских "властителей дискурса", вызывающих демонов революции (в то время как черносотенные советники власти не устают нашептывать ей о "кознях революционеров"), при все более поднимающемся в народе градусе гнева и ненависти. Уверенности в том, что общие усилия будут не напрасны, и мы опять окажемся вскоре готовы "кафку сделать былью", мягко говоря, не становится меньше. И нет, увы, чудотворцев среди нынешних властителей России, а Патриарх остается всего лишь "великим политиком". И нет, увы, покаяния. Следовательно, нет и исцеления. Следовательно, остаются актуальными выводы и апокалиптические пророчества о. Петра (Мещеринова). Увы… А последним торжественным аккордом, завершившим это знаменательное лето, стало поистине сюрреалистическое отпевание Патриархом Кириллом великого гимнотворца Сергея Михалкова в храме Христа Спасителя, сопровождавшееся проявившимися в те же дни как "мене-текел-фарес" словами им же составленного первого советского гимна на стене станции метро "Курская": Нас вырастил Сталин на верность народу На труд и на подвиги нас вдохновил… Владимир Можегов, для "Портала-Credo.Ru" |