Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Борьба за Святую Землю. Израильские раввины призвали к санкциям против евреев, продающих землю арабам


Израиль – страна очень молодая. Подавляющее большинство ее населенных пунктов появились на карте только в прошлом веке. Да и в городах, чья история насчитывает столетия и даже тысячелетия (Иерусалим, Акко, Яффо, Лод), почти все жители живут в кварталах, история которых ограничивается в лучшем случае несколькими десятилетиями. Однако при этом население многих районов и даже целых населенных пунктов успело за это время радикально измениться по нескольку раз. В одних местах восточные евреи "вытеснили" европейских, другие - из светских превратились в религиозных или наоборот)...

В последние годы одним из заметных факторов "внутренней миграции" в Израиле становится довольно активное переселение израильских арабов в еврейские кварталы. Вызвано это, в первую очередь, экономическими причинами – в еврейских кварталах качество жизни гораздо выше: там чище, больше зелени и детских площадок, лучше развита городская инфраструктура и т.д. Чтобы не быть голословным, сообщу – рядом с иерусалимским кварталом, где живет автор этих строк, расположены две арабские деревни, формально считающиеся частью Иерусалима. Ни магазинов, ни каких-либо муниципальных служб в этих деревнях нет, а израильские автобусы туда не заходят.

Хотя в последнее время появились и другие причины для арабской миграции: жители деревень, расположенных в восточной части Иерусалима, боятся, что в результате "мирного процесса" они внезапно окажутся в Палестинской автономии – и спешат перебраться поближе к евреям.

Как нетрудно догадаться, появление новых соседей из числа "двоюродных братьев" пришлось по нраву далеко не всем. Среди недовольных оказалось и несколько влиятельных раввинов: главный раввин Цфата Шмуэль Элиягу – сын духовного лидера партии ШАС, рав Менахем Поруш – бывший депутат от партии Еврейство Торы, рав Яаков Йосеф и другие. Не желая сидеть сложа руки, раввины решили принять конкретные меры. Разумеется, не против арабов – для этого у них напрочь отсутствуют полномочия, – но против тех еврев, которые продают арабам свои дома. В соответствии с постановлением, принятым в одном из столичных кварталов, еврей, поступающий подобным образом, объявляется "врагом своего народа" и теряет право молиться в синагоге и произносить субботние благословения.

Разумеется, комментировать это галахическое постановление можно долго и с разных позиций. Поэтому ограничимся лишь несколькими замечаниями.

1. Раввин Элиягу со товарищи - вовсе не первые духовные лидеры Святой Земли, кто считает продажу земли "врагу" преступлением. Точно так же рассуждают... палестинские шейхи по другую сторону забора безопасности, с той лишь разницей, что там "бойкотом" никто не ограничивается. Вот, к примеру, сообщение от 29 апреля этого года: "Особый трибунал в Хевроне (Палестинская автономия) приговорил к смертной казни через повешение палестинца, признанного виновным в продаже земельного участка израильтянам. Об этом сообщает NEWSruIsrael со ссылкой на израильское информационное агентство. Такое решение палестинский суд выносит впервые.

Первые слушания по делу состоялись 21 апреля, вскоре после того, как власти ПА объявили о расследовании слухов о продаже земли израильтянам.

Ранее палестинские суды приговаривали к смертной казни людей, обвиненных в сотрудничестве с Израилем. Приговоры выносились в соответствии с так называемым революционным кодексом ООП.

В начале апреля глава шариатской судебной системы ПА шейх Тайсир Раджаб аль-Тамими напомнил о фетве, религиозном постановлении, запрещающем продажу земли евреям под угрозой смертной казни".

Правда, давно замечено, что израильские раввины не слишком чувствительны к сравнениям с антисемитами или палестинскими террористами. Но, возможно, кому-то из религиозных евреев будет все-таки не очень приятно обнаружить столь интересных единомышленников.

2. Поясняя свое решение, раввин Элиягу заявил, что продажа дома арабам противоречит заповеди, предписывающей "любить соседа, как самого себя", поскольку появление в квартале арабов влечет за собой снижение цен на все дома. Это действительно так. Даже если первые арабские покупатели квартир в еврейском районе – люди зажиточные и образованные (а обычно это так и есть – в еврейских кварталах жилье стоит дороже, и арабским беднякам оно не по карману), евреи-старожилы, опасаясь новых соседей, начинают подыскивать жилье в другом месте, и продавать старые квартиры. Это, естественно, сбивает цены, и следующими покупателями оказываются арабы победнее и попроще (евреи, зная, почему переезжают старые владельцы, покупать жилье в таких местах, естественно, опасаются). Их появление вызывает следущую волну исхода сторожилов (тем более, что на этом этапе часто начинаются и бытовые столкновения, и рост криминала), цены опять падают... Пикантность ситуации, однако, заключается в том, что ровно тот же механизм включается, когда в светский район переселяются религиозные евреи, особенно ультраортодоксы: светское население, не желая таких соседей, снимается с места, цены на жилье падают и т.д. И в связи с этим, естественно, возникает вопрос: как отнесутся почтенные раввины, подписавшие эту фетву, если, скажем, какой-нибудь светский профессор или политик, руководствуясь той же логикой, назовет нарушением заповеди любить ближнего – продажу домов религиозным евреям?

3. Среди израильских арабов есть люди самых разных убеждений, от террористов и их пособников до военнослужащих-добровольцев израильской армии. Большинство, возможно, предпочло бы жить в своей стране, а не под властью евреев, но при этом достаточно лояльно, чтобы, по крайней мере, не стремиться к этой цели противозаконными методами. Однако что должен почувствовать даже самый лояльный араб, узнав о подобном галахическом постановлении? Что-то мне подсказывает, что любви к Израилю или евреям оно не прибавит. Если же арабский читатель постановления окажется молодым и горячим, то с большой вероятностью у силовых ведомств, занимающихся предотвращением терактов, забот и хлопот только прибавится.

4. По словам р. Элиягу и его единомышленников, за скупкой еврейской земли якобы стоят европейские и саудовские силы, финансирующие далеко идущие планы по вытеснению евреев. Однако, как мы уже сказали, главный стимул арабской миграции в еврейские районы – поиск более качественной жизни. Поэтому для того, чтобы если не полностью остановить, то, по крайней мере, замедлить эту миграцию, следует вложить весьма значительные средства в благоустройство арабских кварталов, а также, возможно, выделять землю под строительство новых, комфортабельных арабских районов (поднять уровень жизни в существующих арабских населенных пунктах будет куда сложнее из-за чудовищной коррумпированности и некомпетентности тамошнего муниципального руководства). Однако правые партии будут первыми, кто торпедирует любые подобные инициативы.

5. Ну и последнее. Реакция евреев на появление арабских соседей была бы куда более спокойной, если бы граждане были уверены в эффективности полиции. В Израиле это, увы, не так: все знают, что полиция крайне неохотно и неэффективно расследует, к примеру, квартирные кражи и угон машин (доля арабов среди совершающих эти преступления очень велика), а главное – крайне не любит связываться со сплоченными общинами, будь то арабы или, скажем, ультраортодоксы. В результате у граждан возникает чувство незащищенности, способствующее, с одной стороны, возникновению описанного выше эффекта снежного кома, а с другой – росту антиарабских настроений.

Впрочем, россиянам, полагаю, объяснять такие вещи не надо. Поскольку что такое этническая преступность, ксенофобия и коррупция, и какая связь существует между этими явлениями, здесь, увы, знают не понаслышке.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования