Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Расизм или? Почему религиозные школы израильского города Петах-Тиква не хотят принимать эфиопских детей


Вот уже много лет учебный год в Израиле никогда не начинается вовремя – бастуют то учителя, то родители, то те и другие вместе. Однако в этом году забастовок неожиданно удалось избежать, и тысячи израильских школьников начали учиться, как и положено, 1 сентября. Впрочем, без скандала все равно не обошлось – незадолго до начала учебного года в газетах появилось сообщение, что частные религиозные школы тель-авивского пригорода Петах-Тиква отказываются принимать учеников эфиопского происхождения.

Реакция на эту новость была быстрой и предсказуемой. Политики во главе с президентом решительно осудили "расизм" школьного руководства. В Петах-Тикве начались пикеты и демонстрации протеста, а министерство просвещения поспешило заявить, что пока вопрос с эфиопскими учениками не будет урегулирован, финансовая поддержка школ прекращается (согласно закону, частные учебные заведения, выполняющие определенные требования минпроса, имеют право на частичное финансирование из бюджета).

Однако в какой степени скандал в Петах-Тикве действительно связан с расизмом? Чтобы ответить на этот вопрос, следует прежде разобраться, о каких именно школах идет речь, и каких учеников они отказываются принимать.

Начнем со второго вопроса. Речь идет о детях так называемых фалашмура, то есть выходцев из Эфиопии, которые якобы насильственно были обращены в христианство, но при этом никогда не забывали о своем еврействе. Поскольку вопрос о том, насколько насильственным было это крещение, более чем спорен, репатриация фалашмура долгое время оставалась предметом серьезных дебатов в израильских правительственных сферах (согласно Закону о Возвращении, перемена веры лишает еврея права на репатриацию). Однако в конечном итоге было принято решение, что эти люди могут приехать в Израиль, при условии, что после эмиграции они формально перейдут в иудаизм (пройдут гиюр). В результате несколько десятков тысяч фалашмура смогли покинуть временные лагеря для перемещенных лиц, где они жили в ожидании решения своей участи. Для удобства абсорбции было принято решение селить новоприбывших компактно в нескольких городах и поселках. Одним из таких городов и стала Петах-Тиква, мэр которой сам выразилжелание массово абсорбировать новоприбывших (очевидно, надеясь получить под это дело какие-то дополнительные средства).

Одним из официальных требований к проходящим гиюр является обучение детей в религиозных учебных заведениях. Таким образом, путь в светские школы для фалашмура был заказан.

Теперь о школах. Значительная часть социально слабого населения Израиля составляют выходцы из стран Азии и Северной Африки. Не слишком культурные, образованные, обычно не слишком религиозные, они, однако, часто испытывают определенный пиетет перед еврейской религией и предпочитают отдавать своих детей в религиозные школы. Последние, будучи государственными, обязаны принимать всех желающих. Как это отражается на школах и учебном процессе, объяснять, думаю, не надо. Естественно, более благополучных религиозных родителей вовсе не радует, что их дети будут учиться с дикими, не слишком благочестивыми оболтусами. Поэтому в стране, как грибы после дождя, начали расти частные религиозные школы. В них есть вступительные экзамены, предъявляются определенные требования к семьях абитуриентов – и, соответственно, получается куда более качественный контингент учащихся. Именно эти школы и отказались принимать учеников-эфиопов – и, соответственно, они станут жертвами финансовых санкций минпроса, если не изменят свою политику.

В этом контексте вполне понятно, почему эти школы, мягко говоря, не жаждут принимать детей фалашмура. Поскольку, согласись они с требованиями государства, само их существование потеряет смысл. Ведь дети эмигрантов из Эфиопии по большей части решительно не соответствуют ни религиозным, ни общеобразовательным стандартам этих школ. Соответственно, их появление в классах, да еще и в значительном количестве (в связи с упомянутым выше компактным проживанием, а также многодетностью), неизбежно отразится и на дисциплине, и на учебном процессе – причем, разумеется, не в лучшую сторону. Следующим же шагом будет неизбежный отток сильных учеников – и одной хорошей школой в Израиле станет меньше.

Кстати, "отказываются принимать" – это не совсем верно. Школы были вполне готовы, чтобы дети фалашмура у них учились – при условии, что для них будут созданы отдельные классы. На мой взгляд, это предложение более чем разумно, поскольку позволило бы организовать учебный процесс в соответствии с уровнем, ментальностью и особыми нуждами эфиопских учеников. Но тут "уперся рогом" минпрос – как заявили чиновники, этот вариант неприемлем, поскольку, де, "ведет к созданию гетто", "мешает интеграции" и т.д. Еще один компромиссный вариант состоял в том, что дети пойдут в светские школы, где будут выделены специальные часы для изучения ими религиозных предметов. Но тут уже не согласился раввинат.

Кстати, о минпросе. Израильские чиновники от образования недолюбливают частные школы давно и крепко. Так что нельзя исключать, что скандал с детьми фалашмура – не более чем повод наконец-то "построить" и прищучить.

И еще об одном участнике этого конфликта – учителях государственных религиозных школ Петах-Тиквы, горячо поддержавших министерство в его борьбе за "равноправие". Тут уж двух мнений быть не может. Все понимают, что если "частникам" удастся отбояриться, то все проблемные эфиопские ученики окажутся в государственных школах (что вызовет дополнительный отток хороших учеников в частные).

В общем, расизмом, на наш взгляд, в этой истории не пахнет. Так что остается только пожалеть бедных эфиопских детей, ставших жертвой политических игр раввинов, педагогов и политиков.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования