Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Детский формат недетских проблем. Нынешний учебный год впервые за многие годы начинается без нагнетания клерикальных страстей


Для наблюдателей уже стала привычной ситуация, когда два-три раза на протяжении календарного года обсуждение темы "Основ православной культуры"/"Духовно-нравственной культуры" (ОПК/ДНК) резко активизируется. Обычно это случалось в период подготовки к началу года учебного, во время проведения Рождественских образовательных чтений, выпадающих на январь-февраль, и в дни "Всемирного русского народного собора". Но если власть научилась гасить требования "рождественцев", сообщая о принятых ими решениях через подконтрольные телеканкалы ровно столько, сколько находила нужным, а "народные соборы" сникли сами собой, то найти инструмент усмирения церковных эмоций накануне Первого сентября ей никак не удавалось.

Выступление академиков против клерикализации образования летом позапрошлого года не только не внесло желаемого умиротворения, но задало ещё более жёсткую тональность обсуждению любых религиозно-общественных вопросов, сделав риторику клерикалов совсем уж непримиримой. На объявленный государством переход к новым общероссийским "образовательным стандартам" без региональных и школьных компонентов клерикалы ответили в конце 2007-08 учебного года попытками перевода ОПК на уровень ДНК.

Спокойная тональность Первого сентября образца 2009-го (прямо в соответствии с главным девизом нынешней власти - "чтобы было тихо") оказалась достигнута за счёт перехватывания инициативы государством, которое в разгар лета неожиданно дало "всем понемногу", но, главное, не забыло о собственном комфорте. Так что прошедшие вчера во всех школах страны "Уроки толерантности" имели своим адресатом не только лиц с признаками иной расы, национальности или религии, но и РПЦ МП как главного возмутителя спокойствия религиозной жизни страны. Желанием избавиться от груза совсем ещё недавнего и даже еще не прошедшего прошлого можно объяснить и планы российского минобрнауки начать эксперимент по духовно-нравственному воспитанию (ДНВ) в его многочисленных конфессиональных и сугубо светских "ипостасях" в 18 регионах не с 1 сентября, а лишь с третьей четверти нынешнего учебного года.

Результатом этих действий государства стало разделение внутри клерикального лагеря (в данном случае стоит обсуждать лишь подходы, имеющие перспективу практической реализации, а не все желания подряд).

Позицию, максимально приближенную к той, которую заявила светская власть, озвучил "протодиакон всея Руси" Андрей Кураев: "Изучается культурология, преподают сертифицированные государством светские педагоги, для обучения используются прошедшие отбор и санкционированные опять же государством учебники". Собственно, если внимательно вчитаться в предыдущие высказывания Кураева по теме, то выйдет, что подход протодиакона совсем уж и не нов. А коли посмотреть на его последующее заявление, так окажется, что РПЦ МП при этом не отказалась от использования общеобразовательной школы в качестве миссионерской площадки. Кураев, например, наряду с признанием высшей государственной мудрости, откровенно рассказал о преимуществах "нежного возраста" девяти-десятилеток.

Кроме того, были ещё заявления маститого миссионера и популяризатора православия в версии РПЦ МП об обязательном "совещательном голосе" Церкви во всех вопросах, касающихся методики преподавания ОПК и личности учителя…

Конечно, 4-5-классники не станут, подобно старшеклассникам с их скептицизмом и стремлением хоть в чём-то противоречить окружающим взрослым, задавать неудобные вопросы, не будут они и прагматически заявлять: "А это мне не нужно?..". Разумеется, родители школьников младших классов согласятся, что вот именно сейчас в их чад закладывается нравственный фундамент на будущие школьные годы, а то и на всю жизнь. Так что вряд ли непонятные "этика" или "история религий" (последние, несомненно, оказались бы востребованы у старшеклассников) смогут составить конкуренцию изучению основ конкретной веры в некой культурологической упаковке. Родители учащихся 4-5-х классов в подавляющем своём большинстве определённо скажут "да" "традиционным религиям".

Собственно, к позиции, которую озвучил Андрей Кураев, руководство РПЦ МП пришло накануне судьбоносного решения президента Дмитрия Медведева о внедрении в школу "основ традиционных религий" самостоятельно. С одной стороны, пытаясь в глазах власти придать респектабельность своему начинанию, с другой – продемонстрировать сговорчивость, Кураев с его домашними заготовками по вопросу как самого ОПК, так и методов его внедрения, отличающимися от общепринятой среди представителей РПЦ МП точки зрения, оказался наиболее подходящим транслятором скорректированного курса.

Вот некоторые факты, не получившие надлежащей оценки в свете произошедших изменений, которые позволяют делать выводы о том, что патриархия на момент провозглашения президентского решения была вполне готова к компромиссу с властью.

По распоряжению Патриарха Кирилла, датированному 29 июня 2009 года, создаются Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов учебного курса "Основы православной культуры" для средней школы. Однако самая большая новость состояла в том, что в списке членов совета и коллегии не оказалось прославленного имени Аллы Бородиной, автора главного учебника, который в предыдущие годы выдавался РПЦ МП едва ли ни за канон учебной литературы для массового знакомства детей с православием. Зато в состав редсовета и редколлегии была включена Ольга Янушкявичене, что тоже довольно показательно. В её титулатуре содержится упоминание о Вильнюсском университете, а значит, речь идёт ни много, ни мало, о "европейском опыте"!

Иную позицию РПЦ МП озвучил протоиерей Димитрий Карпенко – секретарь Белгородского епархиального управления, успевшего сделать "Основы православия" обязательным предметом всех учащихся Белгородчины со второго по одиннадцатый классы. Белгородская епархия зашла намного дальше того, что предусматривает президентское решение по ознакомлению учащихся средних школ со знаниями о религии.

Кроме невнятного "уроки должны вестись людьми образованными, профессионально знающими своё дело", о. Карпенко отметил, что "в тех регионах, где взаимоотношения с отделами образования складываются конструктивно, есть и положительный опыт сотрудничества, <…> преодолеваются многие трудности и проблемы". Стремясь, очевидно, подчеркнуть уникальность белгородской ситуации, которая нуждается не только в сохранении, но и в распространении своего опыта, миссионер настороженно отнёсся к новым инструкциям и разъяснениям, дав тем самым понять, что все будущие неудачи эксперимента ДНВ явятся следствием отказа от "соработничества" образовательных и церковных структур.

В общем, несмотря на очевидное признание в РПЦ МП первенства компромиссной "кураевской" линии, "титульная" Церковь России сохраняет в своём арсенале в абсолютно нетронутом виде и "жёсткий" белгородский образец, возникновение которого, собственно, послужило отправной точкой государственного вмешательства в вопрос изучения религии.

Михаил Жеребятьев,
для "Портала-
Credо.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования