Сегодняшняя встреча Папы Римского с белорусскими католическими епископами, вроде бы, носила рабочий характер, однако в свете даты, о которой речь ниже, ее значение весьма возрастает. Ибо на днях исполнился ровно год с тех пор, как апостольские администратуры Римско-Католической Церкви в России были преобразованы в полноценные епархии. Обращаясь к епископам Белоруссии, понтифик произнес знаменательные слова: "В вашей стране католический костел и православная церковь всегда жили вместе. Поэтому в Белоруссии существует немало смешанных в конфессиональном смысле семей, нуждающихся в опеке со стороны обеих Церквей. Тем самым, единение Православной и Католической Церквей, которого столь ждут многие верующие, совершается в Белоруссии на уровне "малых Церквей", как принято именовать православную семью. Не будем, впрочем, идеализировать бытие католической общины в Белоруссии, где государство не просто не поспевает (да и вряд ли может поспеть) навести порядок на всех фронтах: и против ОБСЕ, и против "Газпрома", и против своих православных автокефалистов, и против Папы. Вот и терпят пока католических епископов с их епархиями. А вот другой вариант – Китайская народная республика. Формально деятельность католической Церкви на территории Китая объявлена вне закона, и все католики должны посещать богослужения в созданной правительством "Китайской патриотической католической ассоциации" (КПКА), не признающей юрисдикции римского понтифика. Но параллельно в КНР продолжает действовать и Катакомбная Католическая Церковь, верная Папе. В Ватикане считают, что около 8 млн. китайских католиков принадлежит именно к этой подпольной Церкви, а в КПКА ходит "всего" 5 млн. человек. По китайским масштабам цифры эти – невелики. Но если сравнить их с выкладками социологов по России, то у нас цифры будут еще скромнее. Сказывается, как ни странно, большая секуляризация российского общества. Чтобы ходить в катакомбную Церковь, гонимую государством, священники которой живут под постоянным страхом ареста из-за нежелания "идти" в разрешенную государством конфессию, нужно изрядное мужество. В российском обществе, где и православных верующих, строго следующих канонам Православия, набирается не более 0,2 %, на долю католиков приходятся непарадные цифры – настоящих, "практикующих" католиков лишь около 50 000. При этом, разумеется, существует и группа людей, традиционно отождествляющая себя с католицизмом – их раз в 10 больше, но и это не сравнимо с числом "православных по рождению". Тех, вроде бы, вообще 85 % населения РФ, иначе говоря, более 100 000 000 человек! Как мы помним, православно-католический конфликт в России развился с почти молниеносной быстротой: реорганизация администратур в епархии – протест РПЦ МП – протест МИД РФ – выдворение духовенства. Затем наступил почти полный штиль. Замороженные контакты иногда шевелятся посредством разных заявлений со стороны Папы или Патриарха Алексия о необходимости продолжения диалога. Но в целом – воз пребывает там, где его застала реформа церковной структуры. Поневоле напрашивается аналогия с китайским вариантом. Почему бы в рамках укрепления "вертикали власти" не создать Российскую Католическую Ассоциацию, не признающую "иноземных" юрисдикций, лояльную и исповедующую историческую "восточнохристианскую" веру, о которой президент РФ говорил во вчерашнем интервью программе французского телевидения? Тогда бы и Катакомбная Церковь оформилась, а это, в свою очередь, позволило бы маргинализировать ее на территории РФ так же, как маргинализировалось "катакомбное православие" (в виде ИПЦ, РПЦЗ(В) и других ответвлений)? Каково бы ни было разрешение сложного вопроса присутствия "неканонических структур" Католической Церкви на "канонической территории" Церкви главенствующей, оно должно произойти. А вот будет оно выдержано в рамках политики унификации культов или нет, покажет время. |