Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

ЭХ, И БЕЗ ПОСТА... Большинство православных Церквей мира остались в этом году без Петрова поста


В православной традиции календарь исключительно важен. Мало того, что на протяжении столетий он был единственным началом, организующим хозяйственную и социальную жизнь христианских государств и народов. Важнее то, что он мистически соединял христиан – членов Церкви – с теми событиями Священной Истории, которые запечатлены в календаре.

Ежегодные христианские праздники и дни памяти святых – это не просто юбилеи и годовщины. В силу своей непрерывности, церковный (литургический) календарь позволяет человеку, живущему по нему, приобщиться к тому событию, которое этот календарь "транслирует" сквозь века и тысячелетия. Праздники воспринимаются в православной традиции не столько как "воспоминания" (хотя воспоминания священных событий и сами по себе назидательны), сколько как "обновления". Так, Воскресение Христово, которое празднуется в светоносный день Пасхи, реально произошло для всего человечества почти две тысячи лет назад. Но для каждого христианина в отдельности, как и для земной Церкви, которая существует "здесь и сейчас", оно происходит вновь и вновь в великую Пасхальную ночь. Каждый год (и -- более того – каждую неделю) обновляя свою литургическую память о Воскресении Христовом, Церковь и каждый ее член как бы соединяют свое нынешнее физическое время (в нашем случае это, скажем, 2002 год) с той "Вечной Пасхой", которая произошла 14 нисана 33 года "раз и навсегда". А такое соединение лучше позволяет почувствовать, что события Священной Истории принципиально важны для жизни каждого христианина, что он участвует в этих событиях и наследует вечную жизнь, благодаря такому участию.

Церковный календарь позволяет органично переплести физическое время (с его прошлым, настоящим и будущим) и вечность, которой принадлежит торжество Воскресения. Литургическое время – "время вечности" -- через календарь пронизывает ткань времени астрономического…

Пост – такая же органичная часть церковного календаря, как праздник. Более того, праздник без поста, как времени духовной (и телесной) подготовки к нему, практически невозможен. Чтобы совершить таинство соединения времени с вечностью, чтобы прорваться сквозь завесу нынешней временной дискретности туда, где нет времени и пространства, а "все и во всем Христос", необходимо "очистить чувствия". Кроме того, праздник – это еще и время наиболее близкого и сокровенного общения и соприкосновения с Богом, когда христианин больше времени проводит на Богослужениях и участвует в таинстве Евхаристии, то есть вкушает Тела и Крови Христовых. Самым естественным и доступным способом подготовки к этим важным духовным событиям и служит пост.

Православный календарь весьма аскетичен, потому что постных дней в нем больше, чем праздничных. Хотя, по правде говоря, "непраздничных" дней в нем нет вообще. Однако, пост – это удел жизни христианина в чуждой ему среде, где царствует "миродержитель тьмы века сего", где торжествует грех. Если через праздники христианин соприкасается с торжеством "жизни будущаго века", с Божественной вечностью, то через пост он воюет с миром сим, с "жизнью нынешняго века", с греховной "превременностью". А что может лучше приобщать к небесной реальности, нежели брань с несовершенством и даже порочностью реальности земной? Таким образом, праздник немыслим без поста.

Один из четырех многодневных церковных постов – Петров, или Апостольский. По преданию, он установлен римскими христианами на рубеже I – II вв. в память о мученических страданиях и миссионерских подвигах Апостолов Петра и Павла – основателей Римской Церкви, первой по чести в христианском мире. Этот пост является своего рода "предпразднством" дня памяти "первоверховных" Апостолов, поскольку, приобщая в какой-то степени к их страданиям и трудам, он способствует тому, чтобы "и в славу их войти" и "сорадоваться с ними, торжествующими на небесах". Издревле Апостольский пост, как бы подводящий черту под двухмесячными Пасхально-Пятидесятными торжествами, считался в православной Церкви древним установлением и безукоснительно соблюдался. Тем более, что по сравнению с еще свежим в памяти Великим постом, он не так уж строг (но об этом чуть ниже).

Однако ХХ век внес в этот двухтысячелетний уклад свои коррективы. В 1920-30-е гг. большинство поместных православных Церкви перешли на новый календарный стиль, опережающий Юлианский календарь, которого Церковь придерживается со времен Римской Империи, на 13 дней. Календарная реформа разорвала непрерывную преемственность литургического времени Церкви, поскольку впервые за всю историю ее существования целые 13 дней со всеми их праздниками, днями памяти святых, постами и т.д., "выпали" в никуда. Церковь как бы начала отсчет своего времени "с нуля", повинуясь новейшим астрономическим открытиям, а также целью "сближения с христианами Запада", которые этот непрерывный календарный поток разорвали еще в Средние века. Зловещим напоминанием об этом противоестественном разрыве непрерывного потока литургического времени стало периодическое "выпадение" Петрова поста в Церквах, придерживающихся нового стиля.

Отчего происходит это "выпадение"? Дело в том, что католики, по образцу которых в начале ХХ века был реформирован православный календарь, перешли не только на новый стиль, но и на новую Пасхалию, по которой высчитывается день переходящего праздника Пасхи (этот день вычисляется не только по солнечному, но и по лунному календарю). Поэтому, как правило, Пасха бывает у западных христиан раньше, чем у православных. Православные же реформаторы сохранили старую Пасхалию, чтобы не нарушить правило Первого Вселенского Собора (325 г.), запрещающее праздновать Пасху одновременно с иудеями (при новой Пасхалии такой иудеохристианский праздник получается довольно часто). Таким образом, Пасху "новостильные" православные отмечают по-старому, а праздник святых Петра и Павла – по-новому. Продолжительность же Петрова поста не фиксирована, а напрямую зависит от даты празднования Пасхи: если она "ранняя", то и Петров пост начинается рано и продолжается долго. Если же Пасха "поздняя" (как в этом году – 5 мая), то и Петров пост начинается позже и продолжается меньше (абсолютный минимум – 7 дней). В нынешнем году Петров пост – 11 дней, но по "новому" календарю праздник святых Петра и Павла уже состоялся 29 июня, то есть за два дня до начала Петрова поста!

"Старого" церковного календаря придерживаются лишь некоторые из официальных поместных православных Церквей – Русская, Сербская, Грузинская и Иерусалимская. Остальные – Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская, Чехо-Словацкая, Американская – остались в этом году без Петрова поста, одного из четырех канонических многодневных постов. Впрочем, среди традиционалистски настроенных православных в тех странах, где господствует "новый" стиль, все сильнее становится движение "старостильников" -- православных, разрывающих со своими официальными иерархиями ради "верности святоотеческому календарю" и ради приобщения к непрерывному потоку литургического времени. Для таких "старостильников" Петров пост в нынешнем году стал важным способом свидетельства о своих убеждениях и обличения "обновленцев".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования