Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Комментарий дняАрхив публикаций ]
Распечатать

Иерусалим единый и неделимый. Навсегда? Премьер-министр Израиля Нетаньяху заявил о неизменности столичного статуса Иерусалима


День Иерусалима в Израиле празднуют 22 мая. История воссоединения Иерусалима может служить классической иллюстрацией к известной поговорке, что кого Бог хочет покарать, того лишает разума. Накануне Шестидневной войны, когда Израилю предстояло вести боевые действия одновременно против Египта и Сирии, в Тель-Авиве меньше всего хотели воевать еще на одном, восточном фронте. Поэтому правительству Иордании были переданы гарантии, что в случае невмешательства в конфликт королю нечего опасаться.

Иорданцы, однако, не утерпели, и 5 июня 1967 года израильские позиции и кварталы в Иерусалиме были подвергнуты интенсивной бомбардировке с иорданской территории. Расплата была быстрой и решительной. Иорданские войска были разгромлены на всех направлениях и отброшены за Иордан. Под контролем Израиля оказались Иудея и Самария, а также восточный Иерусалим, где находились главные святыни иудаизма, христианства и ислама: Стена плача, Храм Гроба Господня, Виа Долороса, Масличная гора, Гефсимания, мечеть Аль-Акса…

Одержав безоговорочную победу над армиями трех арабских соседей, правительство Леви Эшколя так и не смогло решить: как же надлежит поступать с новоприобретенными территориями? Аннексировать целиком? Аннексировать частично? Использовать как разменную карту на мирных переговорах с арабами? Ответ на эти вопросы не смогли сформулировать и все последующие правительства Израиля - как правые, так и левые. В результате инициатива на "контролируемых территориях" постепенно перешла к неправительственным религиозно-политическим группировкам, чьи планы, интересы и амбиции не всегда совпадали не только с официальной политикой, но и с желанием большинства израильтян.

И лишь в вопросе о статусе Иерусалима правительство Израиля не колебалось. Буквально с первых же дней начались энергичные действия с целью обеспечить израильский суверенитет над Святым городом. Иорданский муниципалитет восточного Иерусалима был распущен, бывшие иорданские кварталы – подключены к израильской системе водо- и электроснабжения. А самое главное, в восточной части города началось интенсивное еврейское строительство. В течение нескольких лет было выстроено несколько новых  кварталов: Рамат-Эшкол, Гиват-ха-Мивтар, Маалот-Дафна, Гиват-Шапира, Пиосгат-Зеев, Рамат-Шломо, Гило, Хаар-Хома, Тальпиот-Мизрах…

После 1993 года все правительства Израиля так или иначе демонстрировали готовность решить арабо-израильский конфликт по формуле "территории в обмен на мир". И лишь в вопросе об Иерусалиме на официальном уровне о территориальных уступках речи не было. И если, как полагают эксперты, будущая граница между Израилем и палестинцами пройдет по т.н. забору безопасности, то весь Иерусалим останется под израильским суверенитетом.

Хорошо это или плохо? Очевидно, что израильтяне и палестинцы придерживаются на этот счет прямо противоположного мнения. Поэтому попробуем взглянуть на проблему сторонним взглядом, с точки зрения мирного сосуществования представителей различных конфессий, а также свободного доступа к святым местам.

Каждый, кто хоть немного знаком с историей Святого города, хорошо знает, что и с тем, и с другим дело далеко не всегда обстояло благополучно. Завоевав Иерусалим, римляне разрушили Храм и запретили евреям жить в колонии Элия Капитолина, построенной на месте Святого города. Персидское вторжение в VII веке сопровождалось разрушением церквей и массовыми убийствами христиан (и в том, и в другом активно участвовали местные иудеи, ненавидевшие византийцев). Крестоносцы, взяв Иерусалим, изгнали из города мусульман и иудеев, превратив городские мечети в церкви. В свою очередь, когда город захватил Саладин, он изгнал оттуда христиан.

Впрочем, зачем вспоминать преданья старины глубокой? После Войны за независимость (1948 г.) восточный Иерусалим, включая Старый город, оказался под контролем Иордании. В результате евреи почти на 20 лет были лишены доступа к Стене Плача, синагоги разрушены, еврейские кладбища осквернены…

Разумеется, израильтяне тоже не были толстовцами. Заняв Старый город, они практически сразу разрушили квартал, прилегавший к Стене Плача, изгнав проживавших там арабов (долгое время официальная израильская пропаганда отрицала этот факт, утверждая, что жители якобы покинули свои дома добровольно). Однако подобные случаи, слава Богу, носили единичный характер. В целом же израильский контроль над городом гарантирует как относительно мирное сосуществование его многоконфессиональных жителей, так и свободный доступ к святым местам.

Сохранится ли эта ситуация, если город перейдет под палестинский контроль? Что касается евреев, то им в этом случаев рассчитывать не на что. Предав огню иешиву на могиле Иосифа в Шхеме (позже здание было превращено в мечеть), демонстративно уничтожив синагоги, оставшиеся в эвакуированных поселениях сектора Газа, палестинцы вполне наглядно продемонстрировали свое отношение к еврейским святыням. Однако не уверен, что этот вариант окажется хорошим и для христиан. Причем сомневаюсь не только я. Как мы уже писали, с началом строительства забора безопасности местные христиане прилагали колоссальные усилия, лишь бы остаться с его израильской стороны.

Правда, теоретически возможен еще один вариант – согласно резолюции ООН о разделе Палестины между евреями и арабами, Иерусалим должен был остаться под "международным контролем". Однако каков должен быть механизм  этого контроля, не думал, насколько я знаю, никто и никогда. А, зная, как работает международная бюрократия, рискну предположить, что ничего, кроме сумбура, из этого бы не вышло.

Накануне Дня Иерусалима несколько высокопоставленных израильских политиков, в том числе и премьер Биньямин Нетаньяху, выступили с решительными заявлениями, что город останется единой и неделимой столицей Израиля. Хочется надеяться, что это действительно будет так. Не потому, что это соответствует моим национальным и/или религиозным интересам. Но потому, что другие варианты, на мой взгляд, будут хуже не только для евреев.

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала–Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования